/ Фото: Ивандиков Игорь

Союз союзом, а деньги врозь

Общество
Не надо повторять нашим читателям, почему за всеми европейскими финансовыми движениям мы следим с неослабным вниманием. Мы неоднократно прослеживали связь между европейской деловой активностью и положительным платежным балансом России. Ведь при условии европейской рецессии рынок для наших углеводородов резко сузится со всеми вытекающими последствиями для отечественной моноэкономики.

Однако последнее соглашение 25 из 27 стран — членов Европейского союза об ужесточении бюджетной дисциплины, результат недавнего саммита ЕС, принципиально погоды не делают. Да, государства могут закрутить гайки казенных расходов, что, впрочем, не гарантирует правительства от других напастей, бьющих по вялой континентальной экономике с другого конца, — роста теневого рынка и безработицы, а также сокращения налоговых поступлений.

Но вот другая составляющая нынешнего обострения, видимо перманентного кризиса, — проблема ликвидности и суверенных долгов государствами — контролируется в относительно небольшой степени. Сколько бы соглашений они ни заключали! Ликвидность — это прерогатива Европейского центробанка и центральных банков стран-членов.

И от того, насколько ЕЦБ будет увлекаться эмиссией, наполняя ликвидностью континентальные банки, во многом зависит деловой климат Европы. Проблема только в том, что банки, получив немалые средства, лишь их небольшую толику готовы пустить на кредитование.

Собственно, нечто подобное мы наблюдали и у себя в 2008–2009 годах. Банки сидели на деньгах, но боялись рисковать.

Не менее сложная ситуация и с долгами. К примеру, банки в принципе готовы списать до 70 процентов греческих долгов, переведя их в долгосрочные, рассчитанные на 30 лет, бумаги. Однако ясно, что без выработки единых принципов фискальной политики Европа будет постоянно ходить по одному и тому же кругу. Хотя эта идея, которая могла бы дать импульс реставрации евро, пока с трудом пробивает себе дорогу. Не удивительно, что на том же саммите в Брюсселе участники не поддержали введение финансового надсмотрщика для Греции, чтобы тамошние правители больше не занимались двойной бухгалтерией. Видимо, партнеры Греции рассуждали примерно так: сегодня внешнее финансовое управление будет введено для Греции, а завтра и к нам пришлют «баскака». Увольте!  

amp-next-page separator