Михаил Щипанов

Изнанка «списка Магнитского»

Общество
Существует, по крайней мере, два обстоятельства, которые диктуют заокеанским отцам-законодателям необходимость принятия искусственного и злонамеренного по сути своей документа, известного, как «список Магнитского». То бишь акта, предусматривающего запрет въезда на территорию США и блокирование счетов в банках тех российских госчиновников, которые сочтены причастными к гибели юриста Магнитского.

Слово «сочтены» я употребил не случайно. Понятно, что дело не в нелепой смерти человека. Ясно, что через самое непродолжительное время от покойного юриста в акте останется только фамилия, и конгрессмены получат возможность играть по правилам приснопамятной поправки Джексона-Вэника, отказ от которой и должен, по мнению многих наблюдателей, и компенсировать новый акт.

Схема проста, как мычание. И все дело в самой широкой и произвольной трактовке списка. Ведь на основании чего несколько десятилетий США тормозили предоставление СССР, а затем и России статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Ветхозаветного почти запрета на еврейскую эмиграцию из Страны Советов. Уж давно уехали все, кто хотел, а кое-кто и предпочел вернуться обратно, но поправку никто не отменял на том основании, что Россия, дескать, еще не стала в полном смысле открытой и демократической страной или в знак протеста против наведения порядка на Северном Кавказе. Но из-за застарелой  поправки уже американский бизнес стал терять деньги.

Как мы видим, тезис защиты интересов стремящихся на родину предков евреев давно был сдан в архив. И поправку просто использовали как тот знаменитый топор, что всегда тут же, под лавкой. А потому несколько президентов к ряду ничего не могли поделать с консервативной частью конгресса, для которой наследство «сенатора от Боинга» Джексона было идеальным тренажером для демонстрации в нужный момент заботы о защите высших человеческих ценностей. Ныне грядут очередные выборы и президента, и трети конгресса. А потому поиграть мускулами  просто необходимо, чтобы произвести впечатление на тех провинциалов из Кентукки, что до сих пор плохо спят под гнетом «красной угрозы».

Но ноябрьские выборы – это цель тактическая. Стратегическая цель «списка Магнитского» явно в другом. Повторимся - вскоре от покойного юриста останется только фамилия. И вооружившись новым документам Соединенные Штаты получат - вернее -зарезервируют для себя возможность подгонять под объявленные санкции любого российского чиновника. Стоит только объявить его причастным к нарушению прав человека и подавлению демократических свобод в России.

При таком демонстративном раскладе жертвой санкций или угрозы их применения может стать любой российский или московский госслужащий, раз уж он причастен в той или иной степени к проведению политики, сочтенной за океаном неправильной. В результате над нашим служивым классом янки как бы собираются подвесить домоклов меч.

Логика их проста. Недаром же классик советологии Збиг Бжезинский любит повторят, что раз российская элита держит в иностранных банках пятьсот миллиардов долларов, значит она никак не может считаться национальной. Вот на такую коррумпированную часть госаппарата и рассчитано, видимо, принятие «списка Магнитского». И, конечно, сам юрист здесь ни причем, просто американский истеблишмент желает получить эффективный инструмент давления на российских деятелей, причастных к принятию высоких решений.

А потому, видимо, среди ответных мер должно быть и усиление борьбы с коррупцией в чиновничьей среде.

amp-next-page separator