Валентина Львова / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Деревенская «эмансипэ»

Развлечения
110 лет назад родилась Татьяна Пельтцер.

Есть лица, которые становятся частью твоей жизни так рано, что невозможно даже представить, когда все случилось в первый раз. Почему-то я как бы всегда знала, что ту забавную старушку в телевизоре зовут Татьяна Пельтцер, хотя забавная старушка и играла небольшие роли в фильмах, которые и смотреть-то не очень хотелось.

Вот как выглядит Иван Бровкин – не помню, хоть сеанс гипноза проводите. О чем речь была в этом фильме? Могу лишь пару общих слов сказать, все из памяти выветрилось. А вот маму Ивана Бровкина представляю четко и ярко, и как именно платочек у нее повязан подробно доложить могу. Или представляю, как горделиво идет она в одной сцене вдоль забора – знаете, с улыбкой, которой улыбаются лишь русские крестьянки, откопавшие самую большую картофелину и несущие свой трофей соседке, похвастаться.

Какой-какой, а деревенской Татьяну Ивановну Пельтцер назвать было нельзя. Дочь обрусевшего немца, актера и режиссера, она с девяти лет выходила на сцену. Играла, например, Сережу Каренина. Легенды гласят, что момент прощания Сережи с Анной был трогательным и вызывал катарсис до обморока у чувствительных дореволюционных дам-с. Уже потом, после революции, ее помотало по театрам всей неспокойной Страны Советов, но настоящего образования – «с дипломом» – у Пельтцер не было. Хотя, что было редкостью в те годы, Пельтцер научилась печатать на пишущей машинке. Чем и воспользовалась, когда театр имени Моссовета уволил актрису за профнепригодность. И потом воспользовалась, когда в тридцатые годы уехала в Германию с мужем-немцем и работала машинисткой в Советском торгпредстве.

Для меня вот этот штришок подчеркивает всю невероятность появления той, деревенской и очень русской горделивой улыбки на лице предусмотрительной (машинопись как запасной аэродром), эмансипированной по-европейски женщины. Курящая, богемная.

Остроумная и постоянно «режущая правду-матку». Блестяще играющая в преферанс. Женщина, с идеальным порядком на кухне, имеющая специальные ложечки для чаепития в разное время суток… В воспоминаниях современников Пельтцер совсем не кажется сухонькой суетливой бабушкой на все времена, хотя и звали ее коллеги «баушкой», иронично.

Еще один штришок, из тридцатых «берлинских» годов. Марк Анатольевич Захаров рассказывал как-то, что Пельтцер поделилась с ним воспоминанием… о Гитлере. Как-то Татьяна Ивановна зашла в пивную, где Гитлер с воодушевлением произносил некую речь. Но не понравился Адольф двадцатишестилетней красавице. И даже не из-за еврейского вопроса и фашистских лозунгов.

- Прежде всего, мне он не понравился, как мужчина, - сказала Татьяна Пельтцер. И в этом звучит такое превосходство вечной молодости, таланта, жизнелюбия, бесшабашности и женственности над тупой силой, диктатурой и политикой, что хочется аплодировать.

И да, она действительно была очень красива в 26 лет. И да, нам запомнилась она не роковой дамой, которую в Берлине бешено ревновал муж четыре года, а потом развелся в рыданиях. Запомнилась она «баушкой», даже Бабу Ягу в фильме «После дождичка в четверг» сыгравшей по-доброму. Поздно ставшей известной, снимавшейся в эпизодах. Но если у вас сегодня будет время включить телевизор и посмотреть старый спектакль Театра Сатиры «Проснись и пой» на канале «Культура», вы – мне кажется – поймете что-то и о силе, и о слабости, и о том, что значит в действительности такое модное слово, как «позитив».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Талант вне конкуренции. Татьяна Пельтцер

Обаятельная, веселая, неповторимая... 6 июня — 110 лет со дня рождения замечательной актрисы Татьяны Пельтцер. В этот день на телеканале «Россия К» покажут документальный фильм о ней — «Родное лицо» и спектакль «Проснись и пой!» Без нее просто невозможно представить ни картину «Свадьба с приданым», ни «Солдата Ивана Бровкина», ни «Укротительницу тигров», «Максима Перепелицу» или «Деревенский детектив» (далее).

amp-next-page separator