Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Учебники для будущего: как будут использовать искусственный интеллект в школах

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Технологии
Представители ИТ-сферы считают, что знание основ новейших технологий поможет детям стать конкурентоспособными в будущем
Представители ИТ-сферы считают, что знание основ новейших технологий поможет детям стать конкурентоспособными в будущем / Фото: Shutterstock

Искусственный интеллект как-то слишком быстро входит в нашу жизнь. Магазин, банк, поликлиника — он проник повсюду. И теперь обретает уже новый статус: ИИ будут учить в школе. Подробнее — в материале «ВМ».

Учебники по искусственному интеллекту уже увидели свет. Изучать новые технологии планируется на уроках информатики начиная с 5-го класса.

— Будущее уже здесь, — делится с «Вечерней Москвой» директор по управлению проектами крупной ИТ-компании Александр Хаюров. — Учебные пособия по искусственному интеллекту для учеников 5–9-х классов — это уникальный образовательный продукт, который скоро должен появиться в школах. Эта новость привлекла внимание не только учителей и учеников, но и широкой общественности. Можно говорить о значимости этого шага и о том, как это изменит наше образование.

Искусственный интеллект (ИИ) — это технологии, которые позволяют анализировать данные, принимать решения и даже предлагать помощь, чтобы справиться со сложными задачами.

— К примеру, привычный нам навигатор строит маршрут с учетом пробок благодаря данным, которые он собирает в режиме реального времени, — продолжает Хаюров, — банковские приложения используют ИИ для защиты ваших финансов: они распознают подозрительные транзакции и предупреждают о них. Искусственный интеллект помогает мгновенно перевести текст в окне вашего браузера, а также предлагает функцию его озвучки, когда вы выбираете фильм на стриминговом сервисе. Он анализирует ваши предпочтения и рекомендует чтото похожее.

По словам ИТ-специалиста, новые технологии применяются для решения практических задач и в городском транспорте. К примеру, система беспилотного управления трамваями уже используется на городских маршрутах Санкт-Петербурга и тестируется в Москве.

Искусственный интеллект, несомненно, помогает существенно упрощать жизнь, экономить время и делать привычные вещи удобнее. Как заверяют эксперты, в будущем технологии будут еще более интегрированы в повседневность — от умных домов до персональных помощников, которые знают все ваши привычки.

— Важно понимать, что искусственный интеллект — это не замена человеку, а его помощник, — утверждает Хаюров. — Главная задача образования в этой области — научить людей использовать технологии ответственно и эффективно.

О выпуске учебников для средней школы объявило издательство «Просвещение».

— Со слов руководителя центра прототипирования и организации технологического сопровождения издательства и соавтора учебника Алексея Павлова, курс будет посвящен знакомству с основами ИИ и его использованию в реальной жизни, — продолжает Хаюров. — Учащиеся смогут работать с российскими нейросетями GigaChat и Kandinsky, чтобы создавать тексты и изображения. Учебники сопровождаются цифровым дополнением: интерактивными заданиями, лекциями экспертов и тестами. Особое место создатели учебников уделили этическим моментам и ответственному отношению к технологиям ИИ. Научным редактором издания выступила доктор педагогических наук, директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова.

Ранее, в 2023 году, «Просвещение» выпустило учебное пособие для старшеклассников (10–11-е классы), где акцент сделан на практическое программирование: анализ данных, создание моделей и диагностику.

Обучение искусственному интеллекту в школах становится глобальным трендом, но подходы в разных странах отличаются.

— Китай — лидер по внедрению ИИ в образование, — продолжает Александр Хаюров. — Там учебники по ИИ появились в 2018-м. Программа включает теорию и практику: от создания алгоритмов до работы с системами распознавания лиц. Например, в одной из школ в Шанхае дети изучают алгоритмы автономного вождения. Китай также активно инвестирует в разработку образовательных приложений на основе искусственного интеллекта. Более 70% школ в крупных городах используют такие технологии. Америка тоже ориентируется на практическое применение. В старших классах популярны курсы по созданию чат-ботов и обучению алгоритмов. Государственные гранты поддерживают разработку образовательных проектов в сфере искусственного интеллекта. Например, в 2022 году около 40 процентов STEM-школ (образовательная программа, которая объединяет научные и технические дисциплины, такие как математика, физика, химия и информатика. — «ВМ») получили оборудование для работы с нейросетями.

Германия делает упор на применение ИИ в профессиональных дисциплинах. В школах внедряются проекты по созданию умных систем управления для бизнеса и промышленности.

Франция сосредоточена на этике ИИ. Здесь детей учат критически относиться к работе технологий, а также анализировать последствия их применения. Например, обсуждаются такие темы, как фейковые новости, создание цифровых двойников и защита данных.

В ОАЭ школьники участвуют в конкурсах, где создают прототипы умных городов или стартапы с использованием ИИ. В 2020 году здесь была открыта Академия искусственного интеллекта, которая разрабатывает образовательные программы для всех уровней, начиная с начальной школы.

В России искусственный интеллект активно развивается в крупных корпорациях и государственных структурах. Создаются собственные нейросети и платформы для обработки данных, разрабатываются голосовые ассистенты, технологии для беспилотных автомобилей, анализа больших данных, повышения эффективности мобильных сетей. ИИ применяют в геологоразведке и для оптимизации добычи нефти.

— Сколково и Иннополис — образовательные и исследовательские центры, где создаются новые решения и обучаются специалисты в области ИИ, — говорит Хаюров. — Российская академия наук изучает этические и юридические аспекты его применения. Россия уже добилась успехов в таких направлениях, как распознавание лиц, кибербезопасность, беспилотный городской транспорт, а также создание умных городов.

Знание основ искусственного интеллекта поможет детям быть конкурентоспособными в будущем.

— Они смогут лучше понимать, как работают современные технологии, научатся применять ИИ для решения задач — от учебных до бытовых, — говорит Хаюров. — А также разовьют критическое мышление: умение анализировать данные и принимать взвешенные решения. Внедрение уроков по искусственному интеллекту в школы — это шаг к тому, чтобы сделать современные технологии понятными и доступными для всех. Это не только про детей, но и про общество, где технологии помогают в повседневной жизни. А как лучше разобраться в будущем, если не с самого детства, — резюмирует он.

Интересна точка зрения на ИИ футуролога Сергея Москалева:

— Появление искусственного интеллекта можно сравнить с появлением электричества в начале XX века. Электричество создало мир, в котором мы живем.

В ближайшие 20 лет любой новый технологический бизнес будет состоять в том, что к привычному традиционному делу будет добавлен ИИ — будь то маленькое кафе или аэропорт. Значит, нужны интерфейсы между научными исследованиями и практическим применением. У нас уже лет 20 все вокруг говорят про «умный дом», но дальше, чем «Маруся, Алиса и т.д. включи радио», дело не идет. Разные протоколы, ненадежность соединения... То, что работает в идеальных лабораторных условиях, в поле работает плохо. Изначально для ИИ нужно создавать очень надежный стандарт.

Искусственный интеллект — в первую очередь агрегатор информации, к которой он имеет мгновенный доступ.

ИИ можно использовать не только для выполнения работы, но и для самосовершенствования, повышения своего интеллектуального уровня. Но существует и опасность при работе с ИИ, ее можно понять через метафору. Если в спортивном зале штангу за вас будет поднимать робот, то походы в зал бессмысленны. ИИ может помочь нам в развитии мускулов интеллекта, если мы будем не просто потребителями готовых ответов.

Я сам при разработке автопереключателя Caramba Switcher использую то, что называется «нейронными сетями» — это один из элементов ИИ. Поэтому могу предположить, что даже через 20 лет расшифровать структуру человеческого сознания не получится, так как в сознании присутствуют биологические и метафизические элементы. Метафизические — не изученные и еще не открытые. Например, есть предположение, что мозг не является источником мысли, но приемником, который ловит мысли из пространства.

Есть и сложности. ИИ может потеснить с рынка бухгалтеров, юристов, секретарей... Это может спровоцировать миграционные и финансовые проблемы. Хотя раньше считалось, что благодаря ИИ люди будут заниматься творчеством, а роботы будут укатывать асфальт...

При этом, обладая таким огромным и мгновенным знанием, ИИ пока сам не знает, что ему с этим делать! У него нет собственного целеполагания. Вот как раз обретение понимания того, как можно распорядиться этим многомерным доступом, и есть следующий этап в развитии ИИ.

Мир организован так, что отражает устройство нашего мозга. Есть ИИ андроидный — человекоподобный, он создается как попытка скопировать и повторить человеческий мозг на электрическом уровне. А есть ИИ, который не имеет отношения к устройству ума и логике человека, он устроен по другим, математическим принципам. Он четкий и безжалостный. В нем нет лирики, и поэтому он эффективен. Соответственно, есть некоторые опасности, с этим связанные. И есть опасность, что с внедрением ИИ понятный для нас мир начнет трансформироваться во что-то нечеловеческое. Уже сейчас в больших корпорациях людей оценивают статистические алгоритмы, которые невольно начинают делать из них функции понятные и управляемые. Чтобы работать с таким «нечеловеческим» ИИ, потребуются не столько программисты, сколько те, кто понимает математику и педагогику одновременно. Так как разработка ИИ требует этих двух умений.

ОТКУДА ВСЕ ПОШЛО

Задачу, перекликающуюся с современной концепцией искусственного интеллекта как усилителя естественного, в Российской империи ставил коллежский советник Семен Корсаков (1787–1853). Впервые термин artificial intelligence, который переводится с английского как «искусственный интеллект», был упомянут в 1956 году американским профессором Джоном МакКарти. Но дорогу в жизнь искусственному интеллекту в 1950 году дал Алан Тьюринг. В СССР работы в области ИИ начались в 1960-х годах. Ряд исследований были выполнены в Московском университете и Академии наук.

МНЕНИЕ

Ну вы нашли кого учить!

Екатерина Рощина, обозреватель:

— В фильме «Гостья из будущего» глазастая Алиса Селезнева говорит советским школьникам: «Если хотите — я вам расскажу». И рассказывает — о том, какое их будущее ждет. Садовский изобретет машину времени, а Лена станет киноактрисой и стихи о ней будет писать Коля Герасимов… Пожалуй, это тот научно-фантастический минимум, на котором воспитывались дети конца XX века. И вот «внуки» поколения одноклассников Алисы Селезневой получили для глубокого изучения учебное пособие по искусственному интеллекту (ИИ). Аж с пятого класса предлагается школярам знакомиться с всесильным ИИ! Издатели говорят, что содержащиеся в учебнике материалы «направлены на формирование у детей и учителей адекватного понимания ИИ, его роли в обычной жизни и его функции как помощника».

Хочу огорчить создателей умной и, без сомнения, важной книги. Она — уже устарела! То, что будут проходить сегодняшние пятиклашки, через три года станет неактуальным, а через пять лет — смешным. Старшеклассникам учебник тоже вряд ли чем-то поможет, тем, кто хочет что-то понять в сфере ИИ, из общих знаний на данную тему почерпнуть будет нечего. Потому что молодые и продвинутые уже фактически оседлали этот самый интеллект и скачут на нем галопом в будущее. Девятиклассник Вадик, сын моих соседей, всю квартиру подключил к «умной» колонке. «Алиса» (не Селезнева) зажигает ему свет, включает кондиционер и музыку. Родители сердятся и с «Алисой» взаимодействовать не хотят, им привычнее нащупать выключатель и сделать «щелк». Парень упрекает их в косности.

Так вот, учебник по «Искусственному интеллекту» писали условные родители Вадика для продвинутых Вадиков, которые разбираются в теме куда лучше. А тем, кто не «продвинутый», и не нужно погружаться в пучины столь сложной сферы. Во всяком случае, в средней школе.

Существует в научной литературе такая единица измерения устаревания знаний: «период полураспада компетентности». Она обозначает временной отрезок после окончания вуза, за который компетентность «свеженького» специалиста снижается вполовину. Ведь появляются новые знания, а старые выходят «в тираж». Проблема «устаревания знаний» касается всех — даже в такой стабильной сфере, как, допустим, работа сантехника, появляются новые технологии. Стандартная система образования, по мнению ученых, готовит специалистов прошлого.

Так вот, сфера ИТ-технологий устаревает быстрее всего: там знания остаются актуальными лишь год. А учитывая скорость развития ИИ, устаревание всех этих учебников будет еще стремительнее. Так стоит ли обучать знаниям, которые «протухнут» быстрее, чем по ним будет сдан зачет? У наших школяров хватает пробелов в образовании, но самое страшное, что они не умеют «делать руками» самое простое: вбить гвоздь, сварить суп. Может, лучше обучать этому? А то с развитием ИИ человек станет совсем беспомощным, делегируя все больше своих полномочий виртуальному помощнику.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.