Кризиса идей пока не вижу
Вот говорят, например, о кризисе идей. Но его нет! Идеи по-прежнему имеются. Но существует при этом и некая коммерческая логика, заставляющая тех, кто финансирует кино (а это большие деньги!), перестраховываться и опираться на то, что уже доказало свою коммерческую рентабельность.
Говорят также, что нет идей принципиально новых. И да, и нет. Проблема в том, что новые идеи находят себе применение с большим трудом. И в основном это случается как раз в тот момент, когда они удивительным образом приходят к успеху. Поясню: вот, скажем, сняли первый фильм, копеечный. А он вдруг принес миллионы, после чего следует очередная франшиза. Примеров западных картин такого толка мы можем привести множество — взять хотя бы «Звездные войны». Ей уже лет тридцать, и ее идея новой не выглядит. Но начиналось-то все когда-то с нового...
Опять-таки признаем очевидное: сюжетов, вокруг которых крутится вся мировая драматургия, не так много. Поэтому так или иначе мы имеем дело с пересказами. Скажем, «До свидания, мама» Светы Проскуриной — это «Анна Каренина», которых уже было четыре или пять за последние годы. Точно так же ясно, что «Фауст» Сокурова — это, конечно же, не «Фауст» Гете, потому что он взял за основу более старую историю — «Легенду о докторе Фаусте».
Но опять-таки это история, которая была и пересказывалась много-много раз. Мне вообще кажется естественным существование рассказов, которые передаются не только во времени — из прошлого в настоящее, но и в пространстве, если картина пользуется успехом.
В этом смысле кино обладает удивительным свойством — соединения. Поясню и эту мысль. Есть, например, такое явление, как транскультурализм. Это когда нечто существует одновременно в нескольких культурах. Самый яркий пример здесь — телесериалы. Смотрите, как, при всей разнице культур, все взаимопроникаемо: японские сериалы переписываются на русский лад, русские — на итальянский, и так далее… Они существуют в мировой культуре порознь и вместе и служат этакими скрепами между различными народами. Это естественное существование культуры. Современной. Так что не беспокоит меня кризис идей, беспокоит другое, если уж быть откровенным, — особая категория людей, которых я называю новыми варварами. Это поколение без серьезного образования, не понимающее внутренней логики, в том числе и логики искусства. Когда они начинают командовать, результаты бывают если не катастрофическими, то комическими. Но и это не означает кризиса, ведь рядом с ними работают люди, имеющие огромное множество мыслей и пытающиеся как-то воплотить их в жизнь.
Надо воспринимать реальность. Вот сейчас мода на ремейки и модно их ругать. Но ведь они были всегда. Все экранизации пьес Шекспира — ремейки! Вопрос только в таланте тех людей, которые за них берутся: насколько смело режиссеры и сценаристы могут обращаться с материалом и насколько талантливо у них это получается. Если ремейки великие и сделаны великими художниками, то они входят в историю. А она творится каждый день. Нашим кино в том числе.