Никита Миронов

Писатель есть, героя нет

Общество
3 марта Всемирный день писателя. Его предложил праздновать ПЕН-клуб – международная писательская организация. Не знаю, как за рубежом, а в России писатель всегда был больше, чем литератор, создатель чтива.

Наш писатель он ого-го! И язвы общества вскрывает, и объясняет смысл жизни и, что еще важнее, рисует героя нашего времени. Какое время, такой и герой.

От князя Игоря до Василия Теркина все было более-менее понятно. А вот дальше-то? Кто герой? Вопрос очень важный, ведь вся литература, как известно, выросла из мифа. А миф давал схему идеального поведения мужчины. Геракл убивает льва, Беофульф побеждает чудовище, чтобы освободить народ, Ахилл лихо бьется под стенами Трои. Понятно, что герои в конце гибнут, но миф четко дает понять: вот так жить можно и должно!

Пройдемся по нынешним героям. Как-то все грустно и непонятно. Географ, например, глобус пропил. А Саша Савельев из знаменитой повести Павла Санаева – потерявшийся в жизни мальчик, а затем юноша, просит «похоронить его за плинтусом». Даже омоновец в «Патологиях» у Захара Прилепина (отличный, кстати, автор) бесконечно пьет, курит и мучается от измен своей девушки. Нет, душевный парень, но небравый какой-то... А знаменитый роман «Санькя» - обладатель множества премий? Главный герой Саша Тишин – явный люмпен, почти бомж, спит с подругой своего партийного вождя, сидящего, кстати, в тюрьме, и мечтает о революции. Ну да, яркий, яростный, но перспективы у него – тюрьма или смерть…

Герой книг Евгения Гришковца (его тоже называют писателем) – обыватель, озабоченный, как бы поудобнее устроиться. Он и так неплохо устроен, но хочется лучше.

Отдельная история – Виктор Пелевин. Почти все его романы – сатирические памфлеты. А герои – честные «русские мальчики», попавшие в высшее общество - то к халдеям, то к вампирам, то к обитателям Бизантиума. И это высшее общество каждый раз оказывается не лучше низшего.

Герои современной русской литературы – уже не лишние, а просто потерявшиеся люди. Они плавают в потоке жизни, как цветы в проруби, и не знают, куда их прибьет. Не герои, но жертвы, эти персонажи не задают идеального стандарта поведения. Не объясняют, как прожить жизнь. Поэтому мой сын, например, по третьему разу перечитывает «Одиссею капитана Блада» - благородного ирландского пирата. Тот, по крайней мере, знает, что делает.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Герой, который ждет команды

Колнка нашего обозревателя Борис Войцеховский

Сумрачно все в этом мире бушующем. С курсом валют не очень. С ценами в кафе. С  литературой вот тоже. Иной даже утверждает, воздев руки: мол, нет ее, литературы этой, на родных просторах боле – кончилась, извелась. Мол, исписались авторы, а герои – ну, те, что раньше едва ли не в каждой книге были – и вовсе исчезли, как класс. Беда, короче. Ад и тлен. Но мы-то помним вот это – знаменитое из «Двух капитанов» Вениамина Каверина: «Бороться и искать, найти – и не сдаваться!». Так что, может, воздевающие руки просто ищут не там, да сдаются раньше времени? (далее...).

 

amp-next-page separator