Все начиналось с гастрономов

Общество
История сетевого ретейла началась в Москве в середине 1990-х, когда на месте Смоленского гастронома и гастронома № 40 на Лубянке открылись магазины «Седьмой континент».

Они изначально были рассчитаны на аудиторию с доходами выше среднего уровня. Затем пришел кризис 1998 года, и развитие сетевого ретейла сильно притормозилось.

Вторым этапом его развития стал приход зарубежных инвесторов. Первым гипермаркетом на территории Москвы и области стала «Икея». Когда в Химках, в голом поле, начали строить огромное здание, многие недоумевали. Да кто же туда поедет, это же так далеко, это долго! И что? Поехали. Дело в том, что гипермаркет — это очень тонко продуманная и опробованная во всем мире концепция торговли. Вы приезжаете, условно говоря, за полочкой для ванной, а попутно покупаете посуду, постельное белье, полотенца, шкаф… Затем пришли «Оби», «Стокманн», «Ашан», «Метро Кэш энд Керри».

Не всем, правда, везло. Французская Carrefour, что в переводе означает «Перекресток», вторая по выручке розничная сеть в мире, не смогла закрепиться на нашем рынке.

В начале 2000-х, в так называемые тучные годы, начали массово развиваться отечественные сети. Причем не только продуктовые. Пошли в рост «Эльдорадо», «М.Видео», «Спортмастер». Этот формат оправдал себя. Продавцы продуктов тоже начали строить гипермаркеты. X5 Retail Group предложила покупателям «Карусель». Появились гипермаркеты «О'кей».

Параллельно началось развитие и так называемых магазинов у дома. «Пятерочка», «Магнит», «Дикси» стали открываться тысячами.

Почему сетевые магазины так успешны? Причина проста: чем крупнее сеть, тем большим оптом она закупает товары, а значит, тем меньшими могут быть цены. Ведь если у тебя много магазинов, выгоднее делать минимальную торговую надбавку и зарабатывать на огромном обороте товаров — неважно, продуктовых или нет. Еще один секрет успешности сетей — в высочайшей конкурентности. Сеть, чтобы выжить, обязана постоянно расти: чем больше магазинов, тем выше оборот товаров, тем более низкие цены вы можете предложить покупателям.

А как только ты останавливаешься в развитии — не открываешь новых магазинов, цены начинают расти, а значит, покупатели перетекают в другие, более дешевые сети.

Отрадно, что у большинства москвичей сейчас возле дома расположены магазины сразу нескольких сетей.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».

amp-next-page separator