иеромонах Онисим / Фото: пресс-служба Отдела религиозного образования

Основы религиозной культуры помогут освоить школьную программу

Общество
Уникальность русской культуры в ее многоконфессиональности и многонациональности. Невозможно уважать и любить чужое, не зная своего. Расширение школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагает, что носители той или иной культуры будут изучать базовые элементы, с которыми их идентифицирует семья или региональная культурная традиция.

Это расширит и другие предметы гуманитарного цикла, такие как МХК, естествознание, история, литература или русский язык, а также поможет более грамотно и взвешенно относиться к вопросам религиозных культур и иных конфессий. Ведь рамках ОРКСЭ могут проводиться совместные мероприятия по межкультурному диалогу носителей разных конфессиональных традиций. Этот базис необходим, так как многие произведения русского искусства, зодчества литературы музыки так или иначе связаны с православием. Именно поэтому известны случаи, когда носители иной религиозной культуры выбирали модуль православной культуры с целью ее изучить. Конечно, выбор между основами православия, иудаизма, ислама, буддизма или светской этики сопряжен с определенными административными сложностями, но с другой стороны - он является выражением прямой свободной воли родителей.

При этом, подобный выбор абсолютно не предполагает вариант меньшинства, идущего за большинством: если в классе всего пять семей выберут православную культуру – то они будут изучать именно ее.

Учитель – это ключевой элемент образовательного процесса. Поэтому вопрос педагога и его компетенции и мотивации является одним из важнейших, для того, чтобы курс ОРКСЭ, в частности модуль православной культуры не был дискредитирован в момент преподавания. На краткосрочный период этот вопрос решается с помощью курсов повышения квалификации и переподготовки существующих педагогических кадров. Например, учителя гуманитарного блока пройдут необходимые курсы, которые в Москве организованы при участии московской городской епархии РПЦ. Там они получают нужную компетенцию. Но и это лишь маленький первый шаг. Необходимо введение бакалаврских, а затем магистерских программ специализации для того, чтобы выпускать из педагогических вузов полноценных учителей, которые могли бы вести как русский язык, так и основы православной культуры.

В идеале, регион должен будет подавать заявку, сколько ему нужно специалистов, а вуз – готовить определенное количество бакалавров. Это должно быть разработано в ближайшее время. Работа ведется уже сейчас, поэтому надеюсь, что полноценных специалистов в области ОРКСЭ мы увидим уже в ближайшее время.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Приведет ли школа к вере?

Колонка обозревателя "ВМ" Натальи Покровской

Во что должны верить наши дети? Наверное, каждый родитель, исходя из своих жизненных, морально-нравственных, а то и политических принципов и взглядов ответит на этот вопрос по-своему. Если вообще захочет отвечать. Потому что и промолчать имеет право, отказавшись выносить эту тему, как очень личную, на общественное обсуждение. Да и по закону, действующему в нашей стране, «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии». (далее..)

amp-next-page separator