От этого фильма веяло весной
В той замечательно светлой кинокартине, если вдуматься, было две главных героини – не только Катя Иванова, но и Москва.
У современной Москвы в Интернете есть прозвище Нерезиновая. Наверное, таким выражением провинциальные родители увещевают отпрыска, рвущегося покорять столицу: «Куда ты? Москва ведь не резиновая, всех не примет». Да примет! Я, по рождению тоже не москвичка, со своего 15-го этажа вижу многие новостройки Москвы: вот возле каркаса дома высится колодезным журавлем башенный кран, а вот уж и огни в новых окнах зажглись. Быстро строят. Налетай-покупай, были бы деньги.
Как это все не похоже на фильм, снятый Эльдаром Рязановым 60 лет назад, песня из которого радует до сих пор:
Вот она какая -
Большая-пребольшая,
Приветлива со всеми,
Во всех сердцах жива,-
Любимая, родная,
Красавица Москва!..
«Девушка без адреса». Лирическая комедия. Классика жанра. Неуживчивая девушка Катя Иванова, борец по жизни (борец с несправедливостью, а не спортсменка, конечно) приезжает в Москву и… не уживается в ней, перманентно вступая в борьбу с бюрократами, наглецами и хамками и, в общем, побеждая в этой борьбе с большими потерями для себя. А ведь ее, гордую Катю, готов годами разыскивать влюбленный в нее рабочий парень. Но все кончается хорошо.
Впрочем, разве не похоже тогдашнее и теперешнее? Персонажи те же. Просто побеждает сегодня не Катя Иванова, а противостоящие ей циничные пустозвоны. Самая необходимая фраза в общении с деловыми людьми теперь – «Какова цена вопроса?» Вам хочется без мороки отказать автору статьи или книги? «Не наш формат». Партнер по Фейсбуку думает не так, как ты? «Да забань ты его!». А любовь? Зачем вам любовь? Есть Сеть. «Ольга С. показала обнаженное тело». «Пышногрудая Алена В. взорвала Сеть». Эти, последние, такие обычные сейчас фото и цитаты – совсем рядом с той страницей, где рассказывается о старом фильме.
Однако все не так плохо. Люди нового века, похоже, научились не реагировать на пошлость. Молодые современники радуются «Девушке без адреса» так же, как и мы когда-то: «От этого фильма веет весной. Жаль, очень жаль, что сейчас не снимают таких фильмов». «Логика всегда ищет повод придраться, цинизм — повод усомниться, а опыт киномана то и дело отыскивает штампы, по законам которых, как правило, развивается любовная история в кино. Но знаете, с первого же появления главных героев в кадре, я настолько влюбился в происходящее, что логика вместе с цинизмом выключились сами собой».
Так написано в комментариях. Вся разница между их авторами и нами в том, что для этих стихийных критиков киноистория «Девушки без адреса» – нечто из истории страны, а для нас она была доброй сказкой, которая, если очень-очень захотеть, обязательно воплощалась в жизнь.
… В свое время, когда Эльдар Рязанов нашел 19-летнюю студентку-филолога Светлану и мгновенно добился ее утверждения на роль вместо Людмилы Гурченко, она собиралась стать журналисткой. Но после успеха «Девушки без адреса» и мешков писем от благодарных зрителей выбрала профессию актрисы. Профессиональная судьба Карпинской сложилась удачно. Но кто же станет спорить с тем, что для самой актрисы, для всех нас и даже для образа Москвы та роль из 57-го осталась самой яркой и счастливой? Низкий поклон вам за нее, Светлана Алексеевна.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"