Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Власть быть детьми Божьими

Общество
Сердечно поздравляю всех с праздником Пасхи словами непреходящей радости, воссиявшей от Гроба Спасителя: Христос воскресе!

Эта истина, как и весть о воплощении Бога Слова, возвещена людям ангелами. Пришедшие к месту погребения Христа жены-мироносицы услышали ангельское благовестие: «Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 6).

Христос воскрес, сбросив иго смерти, довлевшее над человечеством, и «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Способностью усыновления Господу не обладает никакое иное творение. Ею наделены только люди, которые, по слову апостола, «от Бога родились» (Ин. 1, 13) и используют данную им власть, чтобы вечно быть вместе с Воскресшим Христом.

Сегодня завершено поприще Великого поста, во время которого мы старались тщательно очистить свою душу от всего, что удаляет нас от Бога, и приобщались Христу в таинстве Причащения. Что нам делать дальше? Как отныне строить свою жизнь с Богом, чтобы дольше оставаться в этой светозарной радости о Воскресении Господа?

Многие люди сегодня пекутся об экологии, желая привести в порядок общечеловеческую среду обитания. Но мало кто заботится об организации своего духовного пространства. Как телу чистый воздух, так человеческой душе жизненно необходимо благодарение Богу. Апостол Павел пояснял: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 18). Благодарение присуще вечности (см. Откр. 4, 9; 7, 12), и через жертву хваления Богу мы прикасаемся к тайне будущего века.

Благодарить Господа можно в любое время и на всяком месте. Но особое значение для нашего духовного благоустройства имеет церковная молитва. Благодарение составляет основу и сущность церковного богослужения. В нем мы найдем воспоминание обо всей истории бытия материального мира от сотворения до гибели, о домостроительстве нашего спасения и предстоящем Страшном Суде. Через участие в церковном богослужении, особенно в Божественной литургии, наша судьба вписывается в книгу жизни (см. Откр. 21, 27), что намного важнее, чем оставить свой след на страницах человеческой истории.

Еще в ветхозаветные времена псалмопевец призывал к духовной жертве: «Принеси в жертву Богу хвалу» (Пс. 49, 14). Да мы и не способны принести Ему иного воздаяния, кроме благодарности, за то, что ради нашего спасения воплотившийся Сын Божий принес в жертву Самого Себя. Осуществление литургического призыва: «Благодарим Господа», – состоит в безропотном и благодушном принятии всех жизненных обстоятельств. Ведь Христос кротко принял страдания, не имея ни одного греха, – нам ли не потерпеть свои трудности, дабы не проявить неблагодарности их Подателю! Так вся наша жизнь, со всеми ее радостями и скорбями, становится непрестанным гимном благодарения Богу.

Альтернатива этому настрою безрадостна: это жизнь в постоянном ропоте и недовольстве, старость без утешения, пугающая перспектива небытия. Христос сделал все, чтобы мы имели другую жизнь, полную радости и хвалы Богу. Постараемся держаться новой, дарованной Христом жизни через постоянное, насколько можно частое участие в Святой Евхаристии, во время которой душа убеждается, что Христос здесь, что Он воистину воскрес!

В эти праздничные дни не стоит пренебрегать духовной радостью в угоду прихотям тела. Среди неумеренности и шумных развлечений легко потерять Христа, «заповедующего телесные чувства и ощущения приносить к Нему и возносить, — писал святитель Григорий Палама, — а не быть безрассудно носимым и понижаемым ими».

В радостные дни Пасхи надо стараться бывать по возможности на всех церковных службах. Все они несут нашей душе весть о том, что Господь победил смерть, чтобы спасти от вечной смерти верующих в Него, дать им силу побеждать грех — «власть быть чадами Божиими». Это главная радость праздника Пасхи, за которую мы должны непрестанно благодарить Бога. Пусть же об этом свидетельствует наше пасхальное веселие, возводящее к Господу!

Христос воскресе! С праздником!

amp-next-page separator