Достоверность важнее пафоса
«Враг у ворот» — один из немногих американских фильмов о войне на восточном направлении. В США вообще крайне мало знают о войне Советского Союза против Третьего рейха, поэтому наш фильм для многих стал настоящим открытием. Кино снято с глубоким уважением к героизму советских солдат. Безусловно, как и в любом другом фильме, были и моменты, ставшие поводами для критики. Основной упрек, который высказывали российские зрители, — некоторые расхождения с исторической достоверностью. Несмотря на то что реквизит и форма подбирались тщательно, недостоверность была. Как и в сюжете. Фильм основан на книге Уильяма Крейга «Враг у ворот. Битва за Сталинград». Следование первоисточнику не спасло от небольших, но чувствительных недостоверностей. Из этого я извлек урок: хорошему военному фильму нужен консультант. И историк.
О Второй мировой снято множество фильмов. Разумеется, каждая сторона рисует своих солдат самыми положительными тонами, а противника — отрицательными. Это неизбежно. Но, если перегнуть палку, серьезный военный фильм превращается в настоящий фарс. Важно понимать, что раскрасить личность в черно-белый цвет не получится никогда. Даже законченный негодяй Геббельс очень любил жену и пятерых детей. Мы постарались, чтобы наш военный фильм не был слишком пафосным, однобоким. С этой задачей, мне кажется, мы справились хорошо.
Я люблю советское и российское кино. У вас меньше спецэффектов и трюков, зато видна режиссерская работа и игра актеров. «Болезни» вашего кино в основном те же, что и в других странах. Хочу пожелать вашим продюсерам и режиссерам обращать больше внимания на качество и достоверность. И не «пересаливать» фильмы пафосом.