Эпоха должна быть в сердце

Общество
С тех пор как история Великой Отечественной стала предметом для творческих экспериментов, естественно, целостность ее восприятия нарушилась. И это стало одной из причин, почему герои современных актеров в фильмах о той войне бывают так неубедительны. Это философское объяснение проблемы: у современного поколения, к которому принадлежат и актеры в том числе, нет полной и завершенной картины событий 1941–1945 годов. Ее точно нет в головах актеров, которые снимались в ленте «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова.

Смысл этого творческого эксперимента мне вообще до сих пор непонятен: на роли были взяты актрисы, чьи типажи диссонировали изображаемой эпохе, они по возрасту не всегда соответствовали героиням повести Бориса Васильева, а об их исполнительских способностях и говорить нечего. Этот фильм в итоге зрители признали неудачей. Чего нельзя сказать о первой ленте по этой повести, снятой Станиславом Ростоцким: актеры там — дети военного поколения, у них эта самая целостность, безусловно, была. Сейчас же осознание той войны можно сравнить с детским конструктором, причем неудачным.

Примерно такое же нелестное мнение и о фильме «Сталинград» Федора Бондарчука. Если его воспринимать как драму на фоне войны, условной и абстрактной, войны где-то там и необязательно с гитлеровцами, то игра актеров вполне убедительна. Но в этом, на мой взгляд, и заключается беда режиссера Бондарчука: он регулярно помещает своих героев в, казалось бы, жесткие конфликтные ситуации, под которые, однако, трудно подвести убедительные реальные обстоятельства (даже если условно в фильме о них заявлено). В показываемых у него страстях и переживаниях конкретная Великая Отечественная война узнается с трудом.

Говоря о недостоверности, которой грешат современные актеры в изображении героев той войны, не стоит забывать, что многие из них большую часть своего времени заняты на нескончаемых съемках телесериалов. Это их вариант потогона: когда человеку некогда ни включать систему Станиславского, ни вживаться в роль, ни даже менять выражение лица, потому что ему этим лицом вечером еще играть частного следователя, если это актер, или студентку филфака, если это актриса. Из-за этой суеты и обесценивания самого смысла игры мы и получаем героев, которые события 75-летней давности переживают с отталкивающей актуальностью. Зрители хоть и не были свидетелями тех событий, но чувства реальности и правдоподобности не утратили.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Танкисты грима не боятся

Колонка художника по гриму Марии Дружининой 

Есть примеры хороших, честных современных фильмов о Великой Отечественной. Назову хотя бы «Брестскую крепость» Александра Котта, «Белый тигр» Карена Шахназарова, сериал «Дорогой мой человек» Егора Абросимова. Что их объединяет? Прежде всего то, о чем я могу судить как профессионал, — подход к созданию образов. А частью образа является и такая прозаичная вещь, как грим (далее...)

amp-next-page separator