Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Налево пойдешь... Направо пойдешь...

Общество
Бывают сложные обстоятельства, когда человек не знает, как поступить, кажется, что и одно, и другое решение будет злом. Однажды в СМИ сообщалось, что во время цунами в Таиланде женщина с двумя детьми оказалась в открытом море, и они начали тонуть. Понимая, что на двоих у нее не хватит сил, мать решила спасти одного ребенка, а второго оставила на произвол судьбы. К счастью, волей Божией он тоже спасся. Размышляя над этим случаем, мой знакомый священник признался: «Я смотрю на своих детей и понимаю, что не смог бы выбрать, кого из них спасать, а кого оставить на волю судьбы. Или обоих вытаскивать, или всем вместе погибать».

Подобный сюжет есть и в сериале о блокадном Ленинграде. Мать начала отдавать обе скудные пайки одному ребенку, сознательно обрекая другого на голодную смерть. Женщина руководствовалась житейским расчетом – атеистическим, земным, отнюдь не евангельским подходом. Не будем никого судить, но для себя сделаем вывод, что в ситуациях, когда сложно принять правильное решение, лучше положиться на волю Божию и попытаться сделать невозможное, спасая всех. В таком случае можно жертвовать только собой, но не жизнью кого-то ради спасения другого. Лучше умереть всем, но не поступить против совести, и наследовать вечное Царство, чем таким неправым путем кого-то сохранить, жертвуя жизнью другого.

В ситуациях, которые кажутся неразрешимыми, надо обратиться к Богу и просить Его о помощи. И если предвидишь, что можешь принести какой-либо вред словом, делом или даже мыслью, надо от этого воздержаться. Остерегаясь необдуманных слов и поспешных решений, всякий раз следует спрашивать себя: «Как поступил бы Христос? Будет ли сказанное или сделанное правильным с точки зрения заповедей Господних? Не хочу ли я действовать согласно своим личным расчетам и греховным привычкам, которые так срослись с моим сердцем, что я не отделяю себя от них?»

Ведь человек искушается в первую очередь от собственной падшей природы – тех страстей и греховных привычек, которые развились в его сердце. Именно через них, как по проторенной дорожке, действуют бесы. Такой порядок описан в литературе о подвижниках. Лукавые духи подступают ко всем людям, разжигая в них те страсти, которым человек уже подвержен, а затем к ним прилагают новые. Это похоже на то, как работает поиск в интернете: при задании в поисковике темы сразу появляется множество предложений, привлекающих внимание, разжигающих интерес, желание отвлечься, «побродить» по ссылкам. Так и бесы подыгрывают в первую очередь тем страстям, которыми мы заражены, всячески стараясь расширить захваченную ими зону, сделать ее неуправляемой.

Если человек внимательно следит за собой, он распознает греховные советы, воспринимая их как искушения, и не соглашается с ними. Христианин должен отсекать их как можно раньше, пока они не укрепились и не разрослись до желания, борьба с которым намного сложнее. Это правило было известно еще в ветхозаветную эпоху: «Блажен, — сказал псалмопевец, — кто разобьет младенцев (злые помыслы) о камень (веры и упования на Бога)» (см. Пс. 136, 9). Для полного избавления от коренящейся в сердце страсти, по выражению старца Ефрема Филофейского, «требуется борьба до крови».

Аскетам, которые преодолели искушения от собственных страстей и достигли такого совершенства, когда люди уже не способны вынудить их на грех, Господь попускает вести жестокую борьбу с демонами ради духовного укрепления Своих избранников и для посрамления сатаны. Тот же старец Ефрем повествует о многих испытаниях, постигающих подвижников: о бесе сна, который нападает во время ночных молитвенных бдений; о бесе бегства, который всевает в душу монаха помыслы уйти из монастыря, вернуться в мир, ослабить подвиг; о бесе лени, который постоянно бубнит о тяжести послушания.

Монахи сопротивляются искушениям всем арсеналом духовных средств: Иисусовой молитвой, откровением помыслов духовнику, молитвенными бдениями, строгим воздержанием. По мере ведения этой духовной войны ратники Христовы укрепляются и бесстрашно противостоят врагам спасения. Праведной Иулиании Лазаревской на первых порах ее подвижничества зримо явился дьявол, и от испуга она спряталась под одеяло, призывая на помощь Бога и святителя Николая Чудотворца. Спустя много лет, когда дьявол предстал перед праведницей, чтобы вновь устрашить ее, она смело противостала ему силой Христовой, которая уже действовала в ней.

В житии древнего подвижника преподобного Антония Великого есть подробный рассказ о том, как его мучили бесы, являясь в устрашающем обличье. Однажды от бессилия подвигнуть святого хотя бы на малейшую греховную мысль, они избили его до полусмерти. Келейники аскета XIX века святителя Игнатия (Брянчанинова) свидетельствовали, что неоднократно находили его с выщипанной бородой и прочими повреждениями, причиняемыми темными духами. Но вся их злоба оказалась бессильна.

Преподобный Марк Подвижник пояснял, что сатана может «внушать превратные действия в помысле только первой мысли, чтобы искушать наше внутреннее расположение», привлечь внимание. Решение принять греховный помысел или отказаться от него всегда остается за человеком. Выбор между советом лукавого и заповедью Божией мы делаем чаще, чем замечаем это, нередко мы совершаем его, не задумываясь.

На самом же деле, проходя свой жизненный путь, мы то и дело, подобно былинному герою, выходим на перепутье и оказываемся перед камнем с надписью: «Налево пойдешь… Направо пойдешь…» Только в отличие от сказки у нас нет третьего пути. «Крест» нашей земной жизни имеет только две концовки: либо житница Божия, уготованная для Его пшеницы — «сынов света», либо геенна, ожидающая лукавого и его порождения — плевелы (ср. Мф. 13, 38). Третьего варианта не существует.

amp-next-page separator