Дмитрий Семнов / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Профессионалам – нельзя. Любителям – можно

Общество
Союз автошкол России предложил очередное нововведение: разделить водителей на категории. Тот, чья работа – крутить баранку, пусть будет считаться профессионалом. А тот, чья забота – без проблем доехать от подъезда дома до порога дачи – пусть будет любителем. Казалось бы, ну и что? А то, что в этом случае «любители», похоже, научатся трогаться с места – а там как судьба решит. Как во время войны обучали курсантов летных училищ: «взлет – посадка», а остальному научит фронт. Очень многие лейтенанты, вылетев – даже после фронтового дообучения – в свой первый бой, в часть уже не возвращались…

Зато профессионалам достанется вся забота автошкол: после целой серии жутких аварий с участием автобусов и грузового автотранспорта, начавшихся в 2013 года, было принято решение ужесточить требование к обучению тех, кто планирует работать шофером. Однако вот в чем заковыка: выехав на дорогу в свой первый рейс, будет ли вчерашний ученик профессионалом?..

Я за рулем – так или иначе – 35 лет. Первый раз сел за руль 52-го «Газона» 31 декабря 1982 года – спасибо учебно-производственному комбинату при средней школе №21! За два года обучения в моей водительской книжке появились отметки о 60 часах, проведенных за рулем ГАЗ-51 и ГАЗ-52, ЗИЛ-130 и КамАЗ. В 17 лет я и еще 13 моих одногруппников получили права категории «С». Кому-то они пригодились уже через год: тех, кто не поступил в вуз или поступил, но в вуз без военной кафедры, с «профессиональными» правами на руках военные с руками и отрывали. Кто-то служил в воинской пожарной части, кто-то водил армейский «Урал», а кто-то уже в армии переучился на «легковую» категорию и возил армейское начальство. Ну, а мне довелось возить стройматериалы в стройотряде и мешки с картошкой во время «войн за урожай». До тех пор, пока однажды не понадобилось пересдать на категорию «В»: во владении появились красненькие «Жигули».

К чему все это? К тому, что за эти годы я ни разу не устраивал серьезных ДТП (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо, чтобы не сглазить!). В меня врезались – и спереди, и сзади. В основном те, кто прошел так называемое обучение в так называемой автошколе после 1991 года. И набирался опыта не с опытными инструктором справа, а, как говорится, в боевой обстановке московских дорог. По современному определению, и я, и они – любители. Но – любитель ли я?

Конечно, это очень просто: взять и поделить. Элиту обучать по полной, а всех прочих – так, чтоб экзамены в ГИБДД сдали. И что изменится? Если, например, на пути новоявленного профессионала окажется новоявленный любитель – итог-то будет привычный: десятки пострадавших и погибших. Что, думаете, легковушка не собьет с пути самосвал или междугородний автобус?..

Любой водитель должен быть профи на дороге. Это единственное условие безаварийного вождения, снижения дорожного травматизма. Должны быть ограничения – и по психологическим показателям, и по возрастным: любой сотрудник экзаменационного отдела ГИБДД вам скажет, что после определенного возраста (обычно 50-60 лет) выучить пешехода на водителя физически невозможно.

Еще до расширения и реконструкции Киевского шоссе случилась на 22-м километре жуткая авария. Дедушка, только-только получивший права, возвращался с бабушкой с дачи. Задел своей «шестеркой» попутную машину, решил скрыться с места аварии и выехал на встречную полосу… Итог – дедушка с бабушкой домой больше не вернулись, несколько человек получили тяжелые травмы.

Этого деда уже тогда учили «на любителя». Со всеми вытекающими последствиями.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Водительские права нужно разделить на любительские и профессиональные

Колонка обозревателя «ВМ» Андрея Объедкова.

Предложение, на мой взгляд, перспективное и очень актуальное. В последние годы открылось много автошкол, в которых даются весьма поверхностные знания об авто. Выпускники в лучшем случае изучают только правила дорожного движения и проезжают небольшое количество часов на авто по городу. Да и то не по оживленным трассам, а чаще по окраинам города, чтобы не допустить аварийной ситуации. Вспоминается мне разговор двухлетней давности со своим товарищем, который окончил автошколу и получил права, но был этому событию весьма не рад. (далее...)

amp-next-page separator