Смотрят ли боги телевизор?
Сегодня роль телевидения неимоверно возросла, но стоит напомнить, что столь точное пророчество принадлежит самому отрицательному персонажу, что символично подчеркивает неоднозначное влияние телевидения на нашу жизнь. Не случайно мы все чаще называем телевизор «зомбоящиком».
Какое техническое устройство сильнее всего повлияло на жизнь общества? Опросы проводились неоднократно. Всегда в первой тройке рядом с автомобилем, радио, компьютером, кондиционером, теплым туалетом и проч. присутствует телевизор. Как сказали бы гимнасты, телевизор – чемпион в общем зачете.
Что подтверждено статистикой: телевизора нет только у 2 процентов наших граждан, а не смотрит его лишь 1 процент. Часто это от желания прослыть оригиналом, вроде персонажа Чехова, который зимой и летом ходил в валенках, и в него влюблялись. Как писал Артур Кларк, сегодня смотреть телевизор – как дышать, без этого не обойтись.
Большинство наших граждан (72%) смотрит телевизор каждый день, 15% — 3–5 раз в неделю и 10% — 1–2 раза в неделю и реже. Привычки устоялись очень быстро. Массовое вещание началось только в 1950-х годах, тогда же удалось наладить производство телевизоров, их заботливо прикрывали салфеткой. Кстати, это одно из важнейших, но почему-то забытых достижений эпохи Хрущева. Цветное телевидение появилось в СССР в 1967 году, одновременно с Западной Европой. Качество телевизоров в то время не уступало западной технике, телевизор «Рубин-714» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1976 году. Было выпущено 1,5 миллиона этих приемников, 200 тысяч ушло на экспорт. И все же я думаю, советские вожди недооценивали идеологическую роль телевидения и его гипнотическое воздействие на зрителя. К началу перестройки в СССР работало лишь 4 общегосударственных канала, один из них – учебный.
Почему телевидение бьет наповал и приковывает внимание? Один из самых знаменитых американских журналистов, дважды лауреат Пулитцеровской премии и автор теории формирования общественного мнения Уолтер Липпман писал о «феномене фотографии», эффекте присутствия, который помогает избежать посредников, неминуемо присутствующих в тексте. То есть к ТВ подсознательно доверия больше. Кроме того, телевидение – самый оперативный источник, а технические средства насыщают картинку эмоциональным зарядом, о котором мечтают мастера пера.
Но нельзя забывать о диалектике, достоинства могут обратиться в опасность. В развитых странах давно приняты жесткие законы, по ограничению доступа детей к сценам насилия. У нас реклама часто оказывается сильнее инстинкта выживания, не говоря о здравом смысле. В США подросток к 18 годам успевает увидеть по телевидению 18 тысяч убийств, а в России – 22 тысячи. Кажется, это единственное направление, где, после поражения в битве за молоко и мясо, Россия обогнала Америку.
Служит ли телевидение инструментом манипуляции общественным мнением? Кто бы сомневался! Но власть еще в пещерный век использовала информацию и знания в своих целях. Девиз демократического Би-Би-Си – «Информировать, поучать, развлекать».
Думаю, телевизор – это прибор для умных людей. Чтобы разглядеть истину, с телевизором, как с рентгеновским аппаратом, надо научиться работать. Если этим знанием не овладеем, то, как сказал сатирик, наша эпитафия будет гласить: «Тем, кого боги хотят уничтожить, они дарят телевизор».
ЕЩЕ МНЕНИЯ
Как сделать государственное телевидение еще более «государственным»
Колонка обозревателя "ВМ" Георгия Бовта
Первый зампред думского комитета по культуре режиссер Владимир Бортко (фракция КПРФ) планирует внести в Госдуму законопроект о контроле контента государственных телеканалов, который, по задумке депутата, будет осуществляться парламентом совместно с компетентными госорганами. По мнению Бортко, «в настоящее время никто не контролирует, что именно транслируют государственные каналы», а это недопустимо. (далее..)
Немного солнца в холодной воде для Вадима Манукяна
Колонка обозревателя "ВМ" Екатерины Рощиной
Прошлой зимой, после скрежета зубовного от засилья в голубых огоньках Примадонны и Ко, огромный резонанс вызвала петиция некоего ростовского блогера Вадима Манукяна о том, чтобы отменить "Пугачевщину" в волшебную новогоднюю ночь. Потом, помнится, был флешмоб с розовыми тапочками и прочие издержки. (далее..)
Дети рекламы
Колонка психолога Ольги Маховской
Глава Национального рекламного альянса Сергей Васильев очень хочет вернуть коммерческую рекламу в телевизионные программы для детей. Прямо внутрь программ. Что из этого выйдет? (далее..)
Утекая из телевизора
Колонка обозревателя "ВМ" Ольги Кузьминой
Отношения телезрителя и теледелателя напоминают предразводный процесс. "Ты без меня все равно не сможешь!" - самоуверенно заявляет теледелатель. А телезритель пакует вещи. (далее..)