«Звезда» в беде интересней «звезды» в шоколаде

Общество
Компания «Яндекс» составила рейтинг поисковых запросов, попутно диагностировав общее состояние российского общества в предвыборный год. Мы -  то, что мы непроизвольно ищем.

За синхронными поисками тысяч пользователей скрывается игра коллективного бессознательного.  Сразу отмечу, что ни один кандидат в президенты пока  не стал объектом скрытых пристрастий россиян, фокусом глубинных желаний. На первом плане вообще не желания, а страхи.

Среди самых популярных тем для поиска: теракт в Санкт-Петербурге и «группы смерти» для подростков. Мы боимся смерти, и этот инстинкт, который Фрейд называл судьбоносным, оказался сильней другого основного инстинкта – стремления к жизни, к сексу. Даже вожделенный Дима Билан оказался интересным в виде  предполагаемого трупа. 

Слухи о своей смерти звезды давно используют как убойную пиар-технологию, и мы на это клюем: а вдруг на этот раз правда? Переживание и созерцание чужой смерти успокаивает обывателя, подспудно  испытывающего чувство вины за свою пассивность и отсутствие видимых достижений. На время внутренняя картина мира пользователя гармонизируется – зачем трепыхаться, к чему-то стремиться, жертвовать своим временем и силами, если это может ускорить приход смерти? Понятно, почему среди самых популярных выборов  уволенный с Первого канала ведущий Андрей Малахов, обманутый актер и режиссер Армен Джигарханян, арестованный режиссер Кирилл Серебренников, избитый рэпер Face (Иван Дремин). Получается, что «звезда в беде», а не в шоколаде, интересует нас больше.

Выход фильма «Матильда»  занял третью строчку рейтингов «Яндекса», он наделал много шуму, скорее всего, из-за нарушения табу на святость Николая II. Крушение табу обычно сопровождается резким повышением тревоги и даже приступами паники у членов традиционных сообществ.  Массовая паническая ажитация отразилась на статистике запросов о фильме, но сам фильм после неоднократно откладываемого выхода  уже не вызвал  бурного интереса, несмотря на «малину» в сюжете, обычно привлекающую зрителя.

Все-таки страхи сильней желаний, и тут мы только подтвердили данные психологических экспериментов. Негативные эмоции, страхи, реальные или воображаемые, приводят к импульсивным реакциям, автоматизмам, которые плохо осознаются. С желанием проще совладать, их можно откладывать до бесконечности, мечтать, обсуждать, сублимировать, как говорят те же психоаналитики. Желание можно «заесть» и «запить».

Реагирование на страхи короче и проще, беги или замри, избегание или шок. Зависание в сети, поиск подробностей печальных событий- способ «замирания», консервации времени, защиты от трагического развития событий.  Обсуждение в сети и обмен тревожной информацией снижает напряжение, ужас перед неотвратимостью смерти.  Сетевой серфинг, поиск негативной информации стали бесплатным транквилизатором, канализирующим тревогу и неудовлетворенность. Обратите внимание на то, сколько времени вы проводите в поиске, откладывая важные решения до следующего понедельника, следующего сезона, следующего Нового года, следующего президента. Не пора ли выйти из тени и обратить внимание на себя?  При случае сходить к психологу…

amp-next-page separator