Фото: «Вечерняя Москва»

Разрушенные надежды Александра Суворова

Общество
Забыли мы с вами славную дату. 24 декабря – День воинской славы России, установленный в честь взятия Измаила, случившегося 228 лет назад. Да где он сейчас, могут спросить меня. Остается скучным райцентром Одессой области Украины. Но ведь было? Было! Суворов, который по приказу светлейшего князя (неофициального мужа и соправителя императрицы) Потемкина-Таврического руководил взятием Измаила, позже признавался: «На штурм такой крепости можно решиться только однажды в жизни».

Британские и австрийские газеты поначалу не верили донесениям из Петербурга – крепость Измаил была неприступной. В годы Русско-турецкой войны 1787-1791 годов Измаил был мощной цитаделью, перестроенной французскими инженерами. Высокий вал, глубокий ров, 25-метровые стены. Гарнизон насчитывал 35 тысяч османов. У Суворова была всего 31 тысяча. Цитадели тогда брали длительной осадой, либо взятием прикрывавших крепость бастионов (так сам Суворов четырьмя годами позже брал Варшаву, - «ВМ»).  Времени у генерал-аншефа катастрофически не хватало. Неудачу Потемкин и двор Екатерины «не вельможному» полководцу точно бы не простили. Граф Суворов-Рымникский в бедной одежке, на старом мерине и без свиты штабных объехал крепость и сообщил, что слабых мест нет. Но вся подготовка была проведена им за неделю. Солдаты, сытые после жестокой расправы Суворова с интендантством, учились штурмовать земляные и деревянные копии рва и стен. «Больше пота - меньше крови», ерничал граф в ответ на жалобы офицеров.

Он решил брать Измаил за полтора часа до рассвета, одновременным  штурмом с трех сторон. Колоннами командовали девять бригадиров, часть которых позже прославилась в боях с Наполеоном. Те же Михаил Кутузов и Матвей Платов. К восходу фасы и башни цитадели были заняты русскими полками. Им противостояли смертники: выживших в случае сдачи Измаила ждало усекновение головы. Или кол. Уличные бои превратились в бойню: проулки были завалены трупами, прямо по ним носились лошади без с седоков, горели дома. Суворов приказал ввести на улицы 20 орудий и картечью расчищать путь отрядам. Сопротивление защитников было сломлено к 16 часам дня.

Итоги кровопролитного штурма оправдали дерзость Суворова: русские потеряли убитыми всего 2200 человек. Турок погибло 26 тысяч, еще две тысячи умерли от ран. Падение Измаила сломало турецкую армию. Война вяло текла еще год, а затем по Ясскому миру 1792 года Россия закрепила за собой все северное Причерноморье и Крым. Крепость туркам вернули. Екатерина оценила взятие Измаила: все офицеры, не удостоившиеся орденов св. Георгия или Владимира, были награждены золотым знаком «За отменную храбрость» на георгиевской ленте. Солдаты – серебряными медалями. Потемкин был удостоен фельдмаршальского мундира, шитого алмазами, Таврического дворца в Петербурге, а в Царском селе князю срочно сооружали почетный обелиск. Суворов ждал фельдмаршальского чина, а дождался лишь именной медали и мундира подполковника Преображенского полка. 11-го по счету. Мало того, восходящую «звезду» поскорее удалили из столицы, назначив инспектором строящихся крепостей в Финляндии.

amp-next-page separator