Куда спешишь, душа?
Начался Великий пост — время, которое мы специально посвящаем подготовке к встрече с Господом. Когда наступит наш час предстать перед Ним, нам не известно, и потому ежегодным великопостным подвигом мы стараемся очистить свою душу от греха и украсить ее богоподобными добродетелями. Тема подготовки к встрече души Богом основная в Великом каноне преподобного Андрея Критского, который читается на Первой неделе Великого поста.
Как спортсмен начинает задолго готовиться к Олимпийским играм и день ото дня упорно продвигается к своей цели, несмотря на усталость, травмы, упадок сил, желание нарушить режим и жить, «как все нормальные люди», так и христианин должен ежедневно готовиться к вечности. Если спортсмен тренируется, чтобы привести в порядок физическую форму, то христианин упражняется, чтобы привести в порядок свою душу.
Стоит только на время отвлечься от этого труда, и земная круговерть тут же засасывает всевозможными заботами, планами, амбициями. А память о том, что все наши земные дела не самоценны сами по себе, быстро улетучивается. В бытовой загруженности мы забываем, почему из двоих, занятых одинаковым земным трудом, один возьмется в Царство Небесное, а другой оставится (см. Лк. 17, 35—36). Внешне они занимаются одним и тем же, но с разным пониманием ценности своих земных дел. Один видит в них весь смысл своей жизни, для другого эти дела являются ничем иным, как способом служить Богу и ближним.
В Великом каноне преподобный Андрей неслучайно призывает: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17, 32). Не так много лиц из Ветхого Завета упоминает и Христос в Евангелии, и среди них жена Лота, которая, как известно (даже людям, мало знакомым со Священным Писанием), превратилась в соляной столб, потому что оглянулась на Содом.
Этот библейский эпизод был использован также Анной Ахматовой в стихотворении о трагедии русской эмиграции. Оно написано в годы революционных потрясений, когда рушились семейные гнезда и многие люди навсегда покинули Россию. Ахматова сравнивает переживания вынужденных беженцев с состоянием Лотовой жены. Она испытывает мучительную боль от расставания с родными краями:
Но громко жене говорила тревога:Не поздно, ты можешь еще посмотретьНа красные башни родного Содома,На площадь, где пела, на двор, где пряла...
Когда женщина вопреки прямому запрету Бога все-таки оборачивается на «родной Содом», она тут же становится «прозрачною солью».
Кто женщину эту оплакивать будет?Не меньшей ли мнится она из утрат?Лишь сердце мое никогда не забудетОтдавшую жизнь за единственный взгляд.
По мысли Ахматовой, никому не жаль бедную жену, кроме самой поэтессы: ни мужу, который продолжает свой путь вперед, ни нам, ни Богу, Который наказал ее смертью за такую малость — «единственный взгляд», обращенный назад. Видимо, Ему на Небесах безразлична скорбь человека, вынужденно покидающего любимую родину.
Насколько справедлива эта параллель между участью Лотовой жены и судьбой современников Ахматовой? Если искать в ветхозаветной истории аналогию внутреннего состояния русских эмигрантов, вынужденно оставлявших Россию, то более уместным будет сравнение с иудеями, когда они оставили разрушенный Иерусалим и плакали «на реках Вавилонских» о потере своего родного города.
В трактовке Ахматовой жена Лота будто бы покидает не Содом, а Иерусалим. Ведь в стихотворении совершенно отсутствуют упоминания о развращенности содомской жизни. Женщина охвачена естественным чувством сожаления при разлуке с родиной. Печаль об оставлении города, в котором накануне твой муж был вынужден предлагать твоих дочерей на поругание распаленной толпе, выглядела бы неестественной и не могла бы вызвать сочувствие.
На самом же деле, как пояснял святитель Климент Александрийский, у Лотовой жены был выбор между спасением, которое предлагал Господь, и привычкой к пороку. Избежать гибели могли все жители Содома, но им надо было довериться Богу и слушаться Его повелений. Как известно, Лот позвал в дорогу мужей своих дочерей, но те сочли его слова о неминуемом разрушении Содома шуткой. Его жена, хотя и вышла в путь, но не выдержала и обернулась туда, где осталось нажитое богатство, устроенный быт, домашний комфорт — все, в чем заключалась ее жизнь, к чему накрепко было привязано сердце. Ее взгляд назад — лишь внешнее проявление ее внутреннего устроения.
В Великом каноне святой Андрей Критский вспоминает образ Лотовой жены и внушает своей душе: не уподобляйся ей, не оборачивайся на прошлую жизнь с сожалением! Двигаясь к Богу, делай твердые шаги и оставь «мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22). Помни, что «никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).
Но неужели Богу не жалко Лотову жену? Жалко, и не только ее, но даже Иуду и сатану, как и любое Свое творение. Потому Господь и предупреждал: «Не оборачивайся назад, оторвись от прежнего образа жизни, который принесет тебе погибель!» Так в свое время Бог предостерегал Адама с Евой, а потом их сына Каина. Так Он постоянно предупреждает любого из нас и не требует ничего невозможного. Смогли же Лот и две его дочери исполнить повеление Божие. Жена Лота не смогла только потому, что не захотела поступить так, как призывал Бог. Ибо каждый человек сам волен выбрать, как ему поступать.
Не Бог наказывает, а человек доходит до состояния, в котором не всегда его можно спасти. И обвинять Господа в жестокости неразумно. Мы не знаем дальнейшей участи Лотовой жены. Ее душа сошла в ад. Потом туда пришел Христос. Как она на Него отреагировала, ушла ли вместе с Ним или захотела остаться в аду, неизвестно. Но Христос Своим сошествием в ад дал ей второй шанс. У нее будет еще и третий шанс — на Страшном Суде, если она не воспользовалась вторым.
Читая историю о Лотовой жене, мы ужасаемся греху, но сожалеем о человеке и задумываемся о своей судьбе. Сколько безвозвратно потеряно времени, которое дано нам на подготовку к вечной жизни, чтобы отвергнуть грех и решительно идти к Богу, не оглядываясь на прошлое, которое тянет, цепляет, спутывает руки и ноги, ослабляет стремление жить по духу Евангелия, думать и поступать, как заповедал Христос. Именно такой взгляд на историю жены Лота, согласный со смыслом библейского повествования, предлагает архиепископ Иоанн (Шаховской) в поэтических строках:
Душа подобна Лотовой жене,Не остается долго в вышине.Оглядываясь на Содом,Отыскивает там свой дом,И, каменея, смотрит в ту юдоль,Где смерть свою оставила и боль.
Великий пост — наиболее благоприятная пора, чтобы окончательно и бесповоротно распрощаться с привычными грехами или хотя бы с одним греховным пристрастием и впредь не вспоминать о нем, не оборачиваться на него. Этот подвиг поможет нам стать ближе ко Христу.