Почему Павел Грудинин может быть снят с выборов
Ситуация беспрецедентная и едва ли не самая скандальная за всю историю российских выборов президента. Что делать?
Мне так лично кажется, что когда не знаешь, что делать и как реагировать в политически «деликатной ситуации», то проще всего действовать, строго следуя букве закона. Отбросив все другие соображения. Потому что если принимать их во внимание (а не упадет ли от этого явка на выборы, а не расстроится ли «коммунистический электорат», а не заподозрят ли в действиях властей «травлю» якобы «сильного кандидата»), то можно запутаться потом еще сильнее. И выпутываться потом будет сложнее. Закон же, как я его понимаю, внимательно прочтя, и как ни прискорбно для повышения конкуренции на этих выборах, однозначно говорит о том, что как кандидат в президенты Павел Грудинин должен быть снят с выборов. Не позднее 13 марта. И сделать это может ЦИК своим решением (он соберется на экстренное заседание по этому вопросу 7 марта), даже не обращаясь в Верховный суд, о котором вдруг заговорили представители Центризбиркома, предпочитая «разделить ответственность», как минимум, в решении столь политически острого вопроса.
Закон 7 мая 2013 года запретил иметь банковские счета и «финансовые инструменты» за рубежом многим категориям государственных и муниципальных служащих, а также депутатам всех уровней, включая муниципальных (поправки насчет муниципалов были внесены позже), а также, подчеркну, кандидатов на все соответствующие должности. Такие счета и инструменты также не могут иметь их супруги и несовершеннолетние дети. После 2013 года список категорий чиновников, подпадающих под запрет, только расширялся. Закон 2003 года «О выборах президента», с поправками 2013 года, в статье 84, пункт 12, оговаривает именно такой вариант, как обнаружение не раскрытых и не закрытых на момент официальной регистрации кандидатом зарубежных счетов, как безоговорочное основание для снятия с выборов. Иных вариантов (типа сообщить «дополнительную информацию избирателям в плакатах на участках») там нет.
На момент регистрации Грудинина (12 января) он в уточненной декларации (поданной после того, как уже всплыли 5 счетов в Австрии) сообщил о 5 закрытых счетах. Хотя справки не представил до сих пор, но вопрос почему-то «замяли». И вот, как следует теперь из ответа Швейцарии на запрос ФНС, по состоянию на 31 декабря 2017 года у него было еще 11 счетов в швейцарском банке UBS с общей стоимостью активов на более чем 1 млн долларов. Если кандидат не принесет справку о том, что в период с 1 по 11 января он все же закрыл эти счета, то у него нет оснований оставаться кандидатом в президенты и он должен быть снят на основании «вновь открывшихся обстоятельств» (та же статья 84 закона «О выборах президента»). Чего тут ходить вокруг да около – мне совершенно непонятно. Программа Грудинина, его электоральный рейтинг и прочие составляющие избирательной кампании тут совершенно не при чем. Если бы зарубежные счета вдруг обнаружились у любого другого кандидата, включая хоть самого Путина, то такого кандидата тоже должны были бы снять с выборов.
Будь на месте Грудинина какой-нибудь другой, «менее значимый» кандидат от «менее значимой партии», уверен, его бы сняли моментально. А тут в соцсетях досужие комментаторы пустились в рассуждения о том, не повлияет ли такое решение на явку, не упадет ли она. Ну, даже если упадет, то что? Или - не «обидится ли» электорат КПРФ. Ради этого нарушать закон? Вспомнили про «легитимность выборов». Которая мне лично всегда казалась «странным зверем», выдуманным политтехнологами, чтобы оправдать собственное существование. И если уж говорить о легитимности, то что скажут о ней избиратели не из числа сторонников Грудинина, да и другие кандидаты, у которых он, если останется в гонке, отберет какие-то голоса? Они же потом могут оспорить результаты выборов с участием заведомо «незаконного» кандидата.
Так что нечего морщить лоб и пространно рассуждать о том, чтобы ограничиться тем, что сообщить о «новых подробностях» на плакатах на избирательных участках. В законе такого нет! И вообще нет никаких вариантов, кроме как снятие, хотя применительно к ЦИК однозначно не сказано именно об «обязанности» снимать такого кандидата. Но если представить себе, чисто гипотетически, что такой кандидат победит, то каков будет статус «избранного президента» с незакрытыми швейцарским счетами? В каком законе он прописан? Что тогда делать? А если придет вторым или третьим, то каков статус других кандидатов, участвовавших в «забеге» с заведомо нелегитимным соперником?
По закону кандидат в президенты может быть снят не позднее чем за пять дней до голосования. То есть крайний срок 13 марта. А заявление в Верховный суд (кстати, его может подать не только ЦИК, но и соперники Грудинина на выборах) должно быть подано не позже, чем за 8 дней, то есть не позже 10 марта. Время пошло.