Им лишь бы штрафовать

Город
Вспомните, буквально накануне Нового года ГИБДД прилюдно покаялась в излишнем законотворческом рвении

Ведомство объявило о внутреннем моратории на изменение правил дорожного движения. Автовладельцы издали вздох облегчения: всяких изменений–уточнений–постановлений принято столько, что их никак не утрамбовать в одной отдельно взятой голове, тем более что доведением информации до населения никто себя не утруждал. Шутники даже предлагали ввести всеобщий экстренный курс по изменениям в ПДД. Но недолго музыка играла, недолго водитель отдыхал. Прошло лишь два месяца, а уже обсуждают новые штрафы. Правда, госавтоинспекция тут ни сном, ни духом: на этот раз инициативу взяло в свои руки министерство транспорта. Самое резонансное предложение — штрафовать при превышении допустимой скорости на 10 км/ч, а не на 20, как сейчас.

У этой идеи есть как сторонники, так и противники. Первые вспоминают, что в свое время ненаказуемый зазор между предписываемой и реальной скоростью автомобиля в городе уже составлял 10 км/ч, а увеличили его в расчете на балльную систему нарушений. Но баллы так и не ввели, а «бесплатный» 20-километровый порог остался, и автомобилисты им бессовестно пользуются. Да и в Европе, дескать, все значительно строже: в населенных пунктах нельзя разгоняться быстрее 50 км/ч, за городом — 80-90. Противники же на предложения Минтранса резонно замечают, что связь между превышением скорости на 20 км/ч и числом ДТП не доказана, такой статистики попросту нет.

Установка камеры контроля скорости у станции метро Ботанический сад / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

И почему-то никто не задается вопросом, зачем вообще нужен этот странный нештрафуемый порог превышения скорости. Он был, наверное, целесообразен, когда качество техники оставляло желать лучшего, и спидометр, установленный на продукции отечественного автопрома, показывал одну цифру, радар гаишника — другую, а о видеокамерах никто не слышал. Но сейчас точная скорость автомобиля измеряется на раз. И право ехать с цифрой «80» на спидометре при разрешенных «60» кажется узаконенным издевательством над здравым смыслом. Это как раз тот случай, когда строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения и способствует распространению правового нигилизма. В той же Европе нештрафуемая погрешность составляет в среднем 3 км/ч. Может, и нам перестать обманывать самих себя? И, набрав для храбрости воздуха в грудь, честно объявить: в городе можно двигаться со скоростью 60, или 70, или 80 км/ч – но при 63 (73, 83) придется раскошелиться на 500 рублей.

Сейчас камеры видеофиксации нарушений натыканы повсюду, и недалек тот день, когда на дорогах не останется ни одного неконтролируемого квадратного метра. Очевидно, что следующим шагом к снижению аварийности должно стать не постепенное торможение автопотока вплоть до скорости детского самоката, а борьба с безответственными лихачами. Современным интеллектуальным камерам эта задача по силам. Но принятые в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие штраф за опасное вождение, уже больше года лежат в Госдуме без движения. Специалистам никак не удается четко сформулировать определение «опасного вождения», хотя всем прекрасно известно, как нервируют водителей и ведут к авариям подрезание, внезапное торможение, несоблюдение дистанции и прочие чудачества. Так что, кажется, ГИБДД рановато объявила свой мораторий на изменения в правилах. Только руководствоваться надо здравым смыслом, а не одной лишь перспективой пополнения бюджета от наложенных на автомобилистов новых штрафов.

amp-next-page separator