Тайная жизнь президента Линкольна
Тимур Бекмамбетов удивительным образом в своих фильмах делит героев на "светлых" и "темных", как в "Дозорах". Без полутонов. Даже если и ляжет на кого-нибудь из "светлых" тень недоверия, то знайте - потом окажется, что это был просто поклеп или неправильное истолкование. Какая-то сказочная наивность в три дэ формате, несмотря на море черной крови, огненные брызги, разбрасываемые горящим поездом и потрясающие батальные сцены.
В начале фильма еще ждешь: вот-вот начнется психологизм, драма, сложный подтекст. Но он так и не начинается, и, наверное, в этом определенное достоинство фильма. Он прост, да простят меня зрители за аналогию, как фильм "Чапаев". Вот красные, вот белые. Они мочат друг друга, с закономерной победой "наших".
У творения Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова доля фантазии зашкаливает. Ну как вот можно было такое придумать? Просто искренне восхищаюсь этой прямо-таки необузданной скачкой мысли. Президент страны, причем один из самых любимых и почитаемых в Америке, - на самом деле борец с вампирами. Днем - законопослушный гражданин, а ночами шастает по темным улочкам, мочит вампиров направо-налево. Но это не выдумка "черного шутника" Бертона. Автор - Сет Грэм-Смит. Он - изобретатель нового жанра, названного меш-ап. Микширование исторической правды и фантастического вымысла.
Бекмамбетов признался в интервью, что, прочитав роман, сразу же загорелся желанием экранизировать его. Вообще это как раз "тема" Бекмамбетова: может быть, вы помните рекламные ролики для банка "Империал" (90-е годы): "И поднимал он камни, и разговаривал с ними..." Да, это ранний Тимур. Но теперь его умение поражать осовремененной исторической картинкой достигло прямо-таки космических высот.
Об спецэффектах хочется сказать особо. Наряду с ужасными, по-настоящему отвратительными сценами с разлетающимися в разные стороны фрагментами тел, с кровищей, которая, благодаря многомерности изображения, летит прямо в зрительный зал, с лицами вампиров, по сравнению с которыми Фредди Крюггер просто нежнолицый гимназист, - за зрелищность фильм заслуживает твердую пятерку. Должно быть, технику 3 D изобрели для того, чтобы можно было уходить в черный лес, и мчаться на лошади в табуне, и стоять на крыше горящего поезда, и ловить серебряную пулю в ладонь, и быть немножко готом в замке и немножко сумасшедшим. Благодаря Бекмамбетову и Бертону.
Может быть, такие вот запредельно зрелищные киношки и есть тот язык, который, наряду с комиксами, несет долю исторических фактов. Посмотрит тинейджер-недоучка этот экшн без конца и без края, и будет знать: президент Линкольн был против рабства, он объединил Америку, а потом был убит в театре. И теперь строго смотрит на нас с пятидолларовой купюры. Так в свое время для многих эти же события измерялись книгой "Унесенные ветром" и одноименным фильмом с блистательной Вивьен Ли. Каждое поколение находит свой код доступа к архивам истории. Главное - не поверить в то, что вампиры существуют.