Фото: «Вечерняя Москва»

Поиск крайних, а не причин

Происшествия
Кто у нас первые и главные, как правило, «ньюсмейкеры», когда происходят авиакатастрофы, подобные той, что случилась в Казани? Разумеется, МЧС, но сразу же вслед за сводками о поиске тел погибших непременным рефреном идет фраза – «возбуждено уголовное дело».

Возбуждаются следователи и прокуратура. Изымаются документы. Начинается масштабная проверка авиакомпании, где произошла трагедия. Ровно так происходит и в этот раз: уже изъята документация в авиакомпании Татарстана. Взяты пробы топлива в аэропорту «Домодедово», где заправлялся самолет.

Начинается активный поиск виноватых.

Будем более откровенны – поиск крайних. Таковыми практически всегда в российских авиакатастрофах, когда происходит гибель людей, назначаются летчики. Экипаж. Особенно это удобно, извините за цинизм, когда сам экипаж тоже погиб. Самая расхожая статья в таких случаях – «Нарушение правил пилотирования воздушного судна…»

Однако именно с этой практикой на протяжении многих лет отчаянно борется Международная организация гражданской авиации – ИКАО. Следователи и прокуроры должны быть ПОСЛЕДНИМИ на месте авиакатастрофы и последними из тех, кто занимается расследованием ее причин, настаивает ИКАО.

Отчего такая непривычная для нас постановка вопроса? А вот почему.

Потому что как только начинается поиск крайних и виноватых, то в первую очередь, по давней российской привычке, следователи имеют ввиду главный для себя вопрос – «кого надо посадить?». Ибо только так воспринимается извлечение уроков из катастрофы.

Соответственно, ищут среди оставшихся в живых – диспетчеров, технического персонала аэропорта, руководства авиакомпании, собственников и т.д. Подозревая их всех, опять же по старой советской традиции, во вредительстве и разгильдяйстве. Все эти заранее подозреваемые люди, в свою очередь, заинтересованы прежде всего в одном: чтобы крайними не назначили их, а самое лучшее – чтобы погибших пилотов. И начинает всеми правдами и неправдами выстраиваться оборонительная стена оправданий: мол, самолет обслуживался регулярно, пилоты прошли всю нужную (за которую отвечает авиакомпания) подготовку и т.д. То есть все усилия направлены на то, чтобы показать следователям – никто из оставшихся в живых не виноват. И никто при этом не заинтересован в выяснении истинных причин катастрофы.

В Европе уголовные дела по факту авиапроисшествий заводят лишь примерно в половине случаев, говорят специалисты по авиации. В Америке, стране с самой надежной и массовой гражданской авиацией – лишь в подавляющем меньшинстве (!) случаев. Там главное слово – именно за экспертами по авиакатастрофам. Сугубо техническими специалистами.

Уголовные дела заводятся лишь тогда, когда имел случай явного умысла (типа теракта). Подавляющее большинство исков к авиакомпаниям и их персоналу по поводу катастроф – отнюдь не по уголовным делам, а по гражданским. Судятся родственники и близкие погибших, когда установлены те или иные слабые места в инструкциях, правилах. Выявление этих слабых мест, технических недостатков техники, а вовсе не непременная посадка кого-то в тюрьму, является объектом всеобщей заинтересованности – чтобы предотвратить подобное в будущем.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ

Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» разбился накануне вечером при посадке в аэропорту Казани. В результате трагедии погибли 50 человек, в числе которых сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов.

СПИСОК ПОГИБШИХ ПАССАЖИРОВ И ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА

По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц).

Летчик-испытатель Магомед Толбоев: Я тоже не знаю, когда я упаду

Герой России рассказал "Вечерней Москве" о своем видении причин крушения "Боинга" в Казани.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Летчик-испытатель Магомед Толбоев: Я тоже не знаю, когда я упаду

О своей версии авиакатастрофы в Казани "ВМ" рассказал летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Магомед Омарович Толбоев:

- Здравствуйте, Магомед Омарович! Исходя из вашего опыта, не могли бы назвать возможные причины авиакатастрофы в Казани?

- Пока ничего не ясно. Пока мы можем говорить о том, что аэропорт в идеальном состоянии. Пилоты подготовлены. Экипаж хороший. Погода хорошая. Возникает вопрос к самолету. Это то, о чем я раньше говорил. Можете так и написать. После пермской катастрофы я постоянно говорю, что самолетный парк обновляется за счет старых утилизированных самолетов зарубежья. Уважающая себя авиакомпания берет самолет с завода. Этот самолет эксплуатируется 5-7 лет, потом передается другим более мелким авиакомпаниям. 

В данном случае этот самолет прошел весь мир. В некоторых странах самолеты эксплуатируют, как старых ишаков. Допустим, Франция отлетала красиво. Потом нате вам - Болгария, Румыния. Потом Бразилия, потом Уганда. Что такое Уганда? Какая там эксплуатация? Там их насилуют. Мы знаем, как наши самолеты там насилуют (далее...).

Общественное осуждение

Колонка нашего обозревателя Екатерины Рощиной

Уже не раз отмечалось, что система выплескивания в социальные сети свои умные и не очень мысли глубоко порочна. Потому что зачастую эти самые мысли носят характер селевого потока, сметающего все на своем пути. Сколько порой грязи в этих комментариях...

Известные люди тоже постоянно что-то пишут. Они - ИМХО. Имеют и хотят... Гордо именуют себя блоггерами, имеют каких-то своих подписчиков и почитателей. Зачастую - пишут друг про друга всякие изощренные гадости, потом судятся и оправдываются. Дело их, как говорится. Но иногда скажут такое и так, что получается общественный резонанс. Сильный резонанс.

Сейчас вот отличилась Ксения Собчак, гламурная дива, претендующая на звание интеллектуалки. В своем микроблоге к новости о крушении самолета в Казани Ксюша написала: «Есть только одно хорошее (если так вообще можно говорить) в новости о Казани. Сын президента респ-ки летал на РЕЙСОВОМ самолете.....Rip» (далее...).

amp-next-page separator