Великий пост
Ведя душу к религиозным событиям поста несколькими подготовительными неделями и чином Прощения, Церковь предлагает следовать крестным путем Спасителя, призывая к покаянию, обнажая самим богослужением кающуюся и плачущую о грехах душу.
Великий пост относится к числу наиболее древних установлений Христианства. По некоторым данным, о сорокадневном предпасхальном посте известно со второй половины III века. Первым достоверным свидетельством о существовании Великого поста признается 2-е пасхальное послание святителя Афанасия Великого (330 год); спустя столетие, к концу IV - началу V веков, в Древней Церкви уже повсеместно был принят сорокадневный пост.
Каковы же общие правила Великого поста? Как и в иные посты теперь исключается мясо, рыба, яйца, молоко. Вкушение пищи с постным маслом регламентируется субботними, воскресными и отдельными праздничными днями. Исключениями из обозначенного правила являются праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим (на трапезе рыба), Лазарева суббота (рыбная икра).
При этом наиболее строгие недели первая и Страстная. Однако необходимо помнить, что означенное – наиболее строгие нормы, к их соблюдению по возможности должна стремиться верующая душа. Вместе с тем, не следует воспринимать пост как диету, иными словами: постясь телесно мы постимся духовно. Это означает, что человеческая душа должна с новой силой напоминать себе о первозначении правды Божией и борьбе с грехами и страстями. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в этой связи особо подчёркивал: «Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте».
В широком понимании предстоящий пост традиционно соединяется со Страстной неделей, как бы «поглощая» ее, что литургически не верно. Богослужебно этот период состоит собственно из шести недель поста (согласно уставу, «Четыредесятницы»), завершающихся праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), и стоящей особняком Страстной недели.
Учитывая особый покаянный смысл Великого поста Церковь не совершает в будние дни полную Литургию: по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Все богослужения содержат проникновенную покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего».
Резюмируя сказанное, уместно было бы привести и слова предостережения из пасхального послания святителя Афанасия Великого: «Кто пренебрегает Четыредесятницей... тот не празднует праздника Пасхи», празднование которой является главной победой христианина.