Икона надежды
О происхождении этой святыни достоверных сведений не сохранилось. По некоторым данным название иконы связано с древней повестью VII столетия «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». Согласно этому повествованию, около VI века в одном архиерейском доме служил благочестивый эконом Феофил. Ложно заподозренный в воровстве, он был изгнан. В отчаянии он возроптал на Бога, был близок к окончательному отпадению от Него, но опомнился, в глубоком покаянии затворился в храме для сугубой молитвы у иконы Божией Матери. В своем молитвенном обращении он называл Царицу Небесную «Взысканием погибших» христиан. Феофил вымолил прощение, после чего этот образ с одноименным названием получил широкое почитание на христианском Востоке.
В отечественной иконографии образ связан со следующей композицией: Божья Матерь, чуть наклонив главу влево, поддерживает Богомладенца в стоячем положении, а Он, прижавшись к Ней, держится рукой за Её шею. Широкое почитание списков иконы началось в России только с ХVIII века, при этом поклонению образу связаны с эпитетом молитвы Феофила «Взыскание погибших». Отечественные агиографические источники проникновенно рассказывают о многих чудесах по молитвам Богородицы. Известно о калужском крестьянине Федоте Обухове, жившем в ХVII веке в селе Бор. На праздник Крещения Господня он был застигнут в дороге снежной пургой. Обессилив и не видя спасения от стихии, он молитвенно обратился к Богородице, прося помощи и обещая заказать для своей приходской церкви икону "Взыскание погибших". Богородица спасла раба Божьего Федота от лютой смерти. Выздоровев, он выполнил обет, с того времени Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими чудесами. Наряду с этим чудотворным образом мы знаем и о других старинных чудотворных иконах "Взыскание погибших". В ХVIII cтолетии на Харьковщине прославился одноименный образ из села Малижина, когда около 1770 года по молитвам Божией Матери сельчане троекратно были избавлены от холеры. К числу почитаемых традиционно относят и списки этой иконы из черниговского села Красное, из Воронежа, тамбовского города Козлова.
Но поистине особым можно считать дошедшее до нас церковное предание об иконе Божией Матери "Взыскание погибших" из храма "Воскресения Словущего" в Москве. Туда эта икону некогда перенесли из храма Рождества Христова в Палашевском переулке. В грозном 1812-м году Палашевский храм разделил участь многих поруганных «просвещенными» французами московских святынь и был разграблен захватчиками. Кощунники раскололи чудотворный образ на три части и бросили в хлам. При обретении святыни христиане сподобились множества исцелений. После революции прихожанам удалось спасти богатую ризу святыни. В 1935 году Рождественский храм был закрыт, и икону перенесли в Воскресенскую церковь на Успенском вражке в Брюсовом переулке. Ныне образ размещен в главном приделе этого храма, в киоте с левой стороны от амвона.
До наших дней сохранилось традиционное почитание икон «Взыскание погибших» в качестве чтимых. В столице как отблеск этого почитания сохранились два одноименных храма: на Зацепе и часовни в Николо-Угрешском монастыре. Для многих «старых» московских храмов отличительной особенностью является наличие чтимых даже за их границами образов «Взыскание погибших». Среди них выделяются Богоявленский собор в Елохове, храмы пророка Божия Илии Обыденного, Софии-Премудрости Божией в Средних Садовниках.