Алексей Зернаков - зайка / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Запреты не сделают священников ближе к пастве

Общество
Мир меняется и религия не может оставаться неизменной. По крайней мере, если священники хотят продолжить влиять на сердца и умы людей - то есть, говоря другими словами, исполнять свой пастырский долг.

И новые-старые запреты тут, по моему глубокому убеждению, не помощники. Нет, запреты и догмы должны быть без сомнения. Не может батюшка - даже из самых благих побуждений - заниматься ростовщичеством (кредитованием) или страховым делом. И не имеет значения, если весь доход он направляет на благотворительные нужды. Или заниматься бизнесом - для этого есть другие люди, и если духовное лицо имеет тягу к предпринимательству, ему нужно снимать рясу и отказываться от сана.

Понятно, что священник, работающий в игорном доме, развлекательном клубе или носящий прокурорские погоны - это нонсенс. Также как батюшка, таскающий в кобуре табельный пистолет или защищающий в суде преступника.

Но кто лучше утешит умирающего или просто тяжело больного человека, чем священник, по совместительству работающий врачом? Ведь есть масса примеров уже в наше время (не берем бурные и беспокойные постреволюционные годы), когда медики находят себя в служении богу. Но при этом не перестают заниматься и своей светской работой. Мало того, говорили даже о формировании особого "больничного духовенства", но эти разговоры в итоге ничем не закончились. Теперь же вдруг - запрет.

Правда с оговоркой, что персональное разрешение на работу может дать епархиальный архиерей. Но вопрос в том - даст ли он его. И сколько в итоге хороших врачей и хороших священников мы можем потерять.

Кто сумеет достучаться до человеческих сердец, как не священник, исполняющий со сцены глубокие, трогающие и меняющие души тексты. Кто сумеет так сыграть роль в кино, что у людей из глаз потекут слезы? Так что, мне кажется, этот, пока потенциальный, запрет на профессии для православных клириков увеличит разрыв между духовенством и мирянами. Тот самый, который в последние годы церковь всячески (и не без успеха) пыталась сократить. Поймите, не будет молодежь слушать проповеди. И вряд ли станет читать сложные религиозные тексты. Но вот на языке музыки, танца и кино с ними можно и нужно говорить. И доносить до них, таким образом, вечные христианские истины.

А если идти по пути запретов, апеллируя к архаичным традициям, можно вообще дойти до полного запрета скоморошества - то есть, говоря современным языком, актерства. Хотя, положа руку на сердце, некоторых деятелей нашей эстрады стоило бы придать анафеме.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Священники должны больше работать с паствой

Колонка отца Всеволода Чаплина

16 января на сайте Русской Православной Церкви был опубликован проект документа «Профессии, совместимые и несовместимые со священством». Документ этот своевременный, я в свое время принял участие в его разработке.

Его появление не случайно, ведь сегодня многие священнослужители трудятся на светской работе, и иногда возникают коллизии между пастырским призванием и иной деятельностью. (далее..)

amp-next-page separator