Паспорт здоровья

Общество
Правительство России утвердило паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни». Это случилось на заседании президиума Совета по стратегическому развитию. По замыслу авторов проекта, к 2025 году доля граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, должна достичь 45 процентов, число курильщиков сократиться до 27 процентов. Потребление алкоголя на душу населения предполагается снизить с 10 литров в этом году до 8 литров в 2025 году.

Как же правительство предполагает достичь столь впечатляющих результатов? Самое главное - создание условий для ведения здорового образа жизни. Перво-наперво планируется законодательно ограничить возможность приобретения алкоголя и табака, включая электронные сигареты и вейпы. Вторым пунктом идет программа, в реализации которой будут участвовать Минсельхоз, Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Планируется ввести маркировку продуктов питания, которая будет свидетельствовать, что продукция безопасна для здоровья (по содержанию соли, сахара, консервантов и т.п.) Поначалу такая маркировка будет для производителя добровольной. А решения по поводу безопасности продуктов будет принимать некое экспертное сообщество. Ну и, наконец, важнейшей составляющей проекта должна стать информационно-коммуникационная кампания. Ее предполагается вести не грубо, в лоб - потому что лобовые методы рекламы работают неэффективно - а «выверенно, с микротаргетированием по разным социальным группам, в зависимости от пола, возраста, интересов». Планируется задействовать центральные каналы ТВ, соцсети, рекламу в поликлиниках и т.п. Отдельным блоком идет работа с подрастающим поколением: открытые уроки в школах, посвященные ЗОЖ, учебные пособия для детей и родителей (и для учителей тоже), дневники здоровья, которые дети будут вести для всей семьи.

Успешность проекта, за исключением школьной его части, вызывает обоснованные опасения. Как помним, Стратегия здорового образа жизни, составной частью которой и является нынешний проект, встретила ожесточенное сопротивление лоббистов: пищевиков, производителей алкоголя и табачных компаний. Маниловщиной выглядит идея привлечь некое «экспертное сообщество» к оценке продуктов питания. Для того, чтобы система заработала, необходимы четкие обоснованные, общепризнанные критерии «вредности-полезности». Их нет. А уж реклама на центральных каналах – это совсем утопия. Сможет ли государство платить столько же, сколько отстегивают производители газированных напитков и фастфуда? Так что остается школа. Остается надеяться, что пропаганда здорового образа жизни не ляжет на учителей неоплачиваемым бременем.

amp-next-page separator