А журавли все летят
Режиссер и оператор придумали новые изобразительные приемы, которые потом стали образцом операторского искусства. Но 60 лет назад об этом не знали. Партийному начальству фильм не понравился. Уж больно нетипичной была его главная героиня.
Но в Москве в тот год веяло оттепелью. Прошел XX съезд, осудивший культ личности… И зритель проголосовал за «Журавлей» рублем: в СССР фильм увидели 28 миллионов человек. А потом его ждал мировой триумф.
…Ни о чем таком даже не думали режиссер Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский, когда весной 1957-го начинали снимать фильм. Однажды на площадке «Мосфильма» появился 19-летний французский кинолюбитель по имени Клод с простенькой камерой. Уж очень хотелось юноше увидеть, как делают кино в СССР.
Калатозову парнишка понравился, и режиссер позволил ему таскать камеру за оператором. А вечером показал Клоду частично смонтированный материал. Парень смотрел и плакал. А потом уехал в свой Париж, и о нем забыли.
Калатозов не знал, что 14-летний Клод получил приз Каннского фестиваля за лучший дебют.
Вернувшись из Москвы, он убедил директора фестиваля послать на «Мосфильм» отборщика: там, мол, сняли гениальное кино. К удивлению киноначальства, фильм поехал в Канны. И завоевал «Золотую пальмовую ветвь».
А один из «виновников» триумфа, Клод Лелуш, получил «Пальмовую ветвь» за фильм «Мужчина и женщина». Потом он признавался, что «Летят журавли» перевернул его жизнь.