Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Законы наследия

Общество
Каждый художник творит по тем законам, которые признает верными для себя. И судить его творение — будь то уличный плакат или картина, роман или хайку, симфония или романс — принято по его законам. Ведь автор — полноправный творец того мира, который отражен в его произведении. Как писал Пушкин в стихотворении «Поэт», «ты сам свой высший суд».

По каким критериям будет судимо главное произведение любого человека — его земная жизнь? Станет ли тогда каждый сам для себя «высшим судом»? Или Суд совершится по иным законам, вне зависимости от того, нравятся они человеку или нет, признает ли он их верными лично для себя или отрицает?

Человек наделен творческим даром свыше. Способность к творчеству вложил в него Бог, Который сотворил все, что имеет бытие (ср. Ин. 1, 3). При этом Творец даровал миру определенные законы – те силы, которые позволяют всему творению жить в любви Божией, чувствовать ее и на нее откликаться. Законы Господни несут благо Его созданиям: «Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу», — писал святитель Николай (Велимирович).

И человеку, венцу Своего творения, Бог даровал Свои законы как некий инструментарий, с помощью которого во всякое время и при любых обстоятельствах каждый может наилучшим образом выстраивать свою земную жизнь, чтобы спастись и достичь познания истины (см. 1 Тим. 2, 4).

Изначально при творении человека Господь положил законом его жизни естественный закон, который открывает каждому его совесть. Почему Христос называет ее нашим «соперником» (Мф. 5, 25)? Как поясняет преподобный авва Дорофей, совесть всегда сопротивляется поврежденной грехом, злой воле человека. Она напоминает человеку о том, что согласно с волей Божией, и осуждает его за ее нарушение. Спаситель учит нас следовать голосу совести, то есть мириться с этим соперником, пока он сопровождает нас в пути. А путем, по толкованию святителя Василия Великого, Господь назвал наш земной мир.

Святой Андрей Критский в покаянном каноне, который будет читаться в храме во время Великого поста, не раз обращается к совести как к своему судье и мучителю. «Осуждаюсь я, несчастный, своею совестью, — сокрушается преподобный, — строже которой нет ничего в мире» (тропарь четвертой песни канона святого Андрея Критского понедельника первой седмицы Великого поста).

Следующий закон, который был дарован людям Богом в Священном Писании, не упразднял естественный закон. Напротив, Моисеево законодательство восстанавливало попранный людьми закон совести в его правах, воздействуя на огрубевшую в грехах природу человека то угрозами наказания за неисполнение закона, то, напротив, вознаграждениями за его исполнение. Писаный закон был дан Господом с неизменной целью – чтобы человек оторвался от греха и обратился к Творцу и в Нем находил счастье, а не в угождении страстям.

Когда Господь воплотился от Девы Марии и совершил все домостроительство нашего спасения, людям открылся высший благодатный закон веры в Иисуса Христа как личного Спасителя каждого человека (см. Мк. 16, 16). Евангельский закон, как и писаный, не отменяет совесть, но укрепляет ее. Благодаря Евангелию совесть гораздо точнее, четче и яснее указывает человеку, что он творит – добро или зло. Более того, совесть христианина уже не только его «внутренний голос», она очищается и просвещается действием Святого Духа.

Таков духовный инструментарий, которым Творец и Спаситель мира наделяет каждого человека, чтобы у каждого была возможность наследовать вечную жизнь в Его Царстве.

amp-next-page separator