Своих не бросаем
Такая практика широко распространена в западных странах. Еще в начале 90-х годов прошлого века фильмы, крутившиеся на видеомагнитофонах, показывали реальность дальнего зарубежья: дети раз в неделю приезжают навестить стариков в богоугодном заведении. Или, наоборот, долго уговаривают дряхлых родителей для их же пользы отправиться в какое-то хорошее место.
Увы, в России практика сбытия с рук слабых стариков так и не прижилась. Почтенных годами родителей, находящихся даже во власти старческих деменций и недугов, мы привыкли до последнего тянуть на себе за свой счет. Избавляться от людей, которые вложили в нас жизнь и здоровье, не в наших традициях. В самом деле, и родители наши могли отдать нас в интернат, отказаться и переложить бремя заботы на плечи государства. Они так не сделали. Почему же мы, когда наши мамы и папы стали слабы и беспомощны, должны спихивать их непонятно куда?
Большинство российских богоугодных заведений для стариков, увы, комфортом пребывания похвастаться не могут. Там, конечно, лучше, чем в колонии-поселении, но не сильно.Кормежка там, прямо скажем, среднего качества. А некоторые пожилые люди нуждаются в диете или в силу привычек привыкли есть по своему расписанию, а к новому распорядку им привыкать может быть очень трудно. Не секрет, что кадры в социальную сферу у нас набирают по остаточному принципу. Когда-нибудь ситуация, может, и изменится, но не завтра.
Люди, на долю которых выпадет заботиться о чужих стариках, хорошо если не дадут им умереть с голода. Остальное, то есть забота, внимание, — опционально. Неудивительно, что у нас помещение престарелых в специальные дома воспринимается обществом, как проявление крайнего неуважения к своим родителям или родственникам. Едва ли кто-то, поступивший так, рискует не нарваться на обвинения в жестокосердии или неблагодарности.
Так сложилось, что под влиянием вихря изменений во всех сферах общества за последние 30 лет люди в поисках опоры все чаще цепляются не за политические партии и общественные организации, а за свой самый ближний круг, дальше которого отступать уже некуда, — позади пропасть. Старые родители, которые посидят с внуками или помогут деньгами, отложенными с пенсии на крайний случай, — та самая последняя черта. Ни в какие дома престарелых их не повезут, даже когда эти заведения будут похожи хотя бы на пансионаты средней руки.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Достойные условия жизни и смерти
Обозреватель «Вечерней Москвы» Никита Миронов
Вы слышите свист? Это летят брошенные в Германа Грефа камни. Ах, он, бездушный либерал, готов родную мать сдать в богадельню! Ничего святого! В одном из последних интервью глава Сбербанка высказался о том, что в России нужно развивать систему частных домов для престарелых. «Во всем мире считается, что отдать в дом для пожилых людей своего родителя — это достойно, потому что это высококлассные учреждения», — сказал Греф. Теперь его обвиняют в бездушии. Но, я думаю, лишь те, кто никогда не ухаживал за тяжелобольным родственником (далее...).