Музеи работают на публику
Третьяковская галерея и Музеи Московского Кремля попадают в топы по посещаемости не только во время праздников, но и по итогам года. Сказываются и мудрая политика Министерства культуры, и предпринимаемые шаги руководства самих музеев, и эффективная работа их сотрудников. Но во многом популярность этих площадок обусловлена историческими моментами. Часто говорят, мол, в Москве не был, если Красную площадь не посетил. Эта фраза справедлива и для ведущих столичных музеев. Иногда в пик туристического сезона возникают проблемы, связанные с очередями. С наступлением зимы в наш департамент поступают жалобы от граждан на продолжительные очереди, которые приходилось отстаивать желающим оценить выставку Архипа Куинджи. Дай бог каждому музею такие проблемы!
Столичные музеи стали одними из излюбленных мест проведения культурного досуга. Обратите внимание: пик посещаемости приходится на 3–5 января. Люди вышли из-за столов, пересмотрели все каналы, возможно, сходили в кино и стали думать, а чем же заняться дальше. На горку сходить или в музей? И многие выбрали второе. Нас эта тенденция, безусловно, радует. Ведь на то мы и существуем, чтобы сохранять историко-культурное наследие и заниматься его популяризацией среди как можно большего числа как наших соотечественников, так и зарубежных гостей.
Вернусь к целенаправленной политике министра культуры Владимира Мединского, которая поступательно декларируется и реализуется еще с 2012 года. Главный ее постулат в том, что учреждения не должны сидеть в ожидании посетителей. Нужно самим предпринимать действия, а если надо, идти напрямую к людям. Отсюда — огромное количество всевозможных программ, среди которых «Ночь в музее», «Ночь искусств», городские игры, лекции, просмотры кинофильмов и так далее. Здесь нет ничего спорного. Мы живем в такое время, когда конкуренция за посетителя достаточно остра. Ив этой конкуренции должны участвовать государственные институции, рационально расходуя те бюджетные средства, которые им выделяются. Результаты налицо. Так, за 2018 год мы добились 130 миллионов посещений музеев всех форм собственности. Для сравнения: в 2011 году был зафиксирован показатель в 82 миллиона. Главное — мы продолжаем работать.