/ Фото: «Вечерняя Москва»

Стреляют по вере...

Общество
Как-то один богослов предложил мне вообразить такую историю: спасаясь от пожара, человек выбегает на балкон. И замечает, что внизу, во дворе работник подстригает газон, только вот стрижка получается не совсем ровной. Это чрезвычайно возмущает человека на балконе.

Он начинает кричать, поучать. И так увлекается этим, что уже забывает о пожаре и грозящей ему погибели. Та беседа вспомнилась совсем не случайно.

Таковы уж нынешние дискуссии о церковных проблемах.

Точнее, о том, что пытаются представить проблемами Церкви. У кого какие часы на руке и какой автомобиль. Что сказал тот или иной священнослужитель о том или ином политике... И кто этими вопросами озабочен? И зачем? Весь этот шум — он касается Церкви лишь отчасти. Народ не обманешь. Метят-то в Церковь, а стреляют по вере.

А вера — это дух народа. Что — разве поколебался кто-то в вере? Меньше стало прихожан? Да все наоборот.

Вот вышли к храму Христа Спасителя на молитвенное стояние более 60 тысяч человек.

Когда такое раньше было? И на Пасху рекорд — в московских храмах молились около 1 миллиона 200 тысяч прихожан, тогда как в прошлом году — чуть более 700 тысяч.

А это совсем свежая новость: тираж книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» достиг миллиона.

Никто, включая автора, этого не ожидал. Издали-то поначалу скромным тиражом, но пришлось допечатывать. Люди хотят читать о православной вере. И в список номинантов на премию «Большая книга» попал на днях этот духовный труд монаха. Такого у нас тоже еще никогда не случалось.

Церковь все сильнее критикуют, а эффект — вон какой.

Мы идем в церковь, когда понимаем, кто мы и что с нами происходит неладное.

Там у нас, грешников, место встречи. И Церковь наша называется Церковью грешников.

Знаменитый святой Ефрем Сирин так и говорил: «Церковь — это общество кающихся грешников». И Христос пришел именно к нам, грешникам.

А мы теперь идем к Нему.

Спасаться, а не спасать. Искать опору в борениях со своими грехами. Искать пути к очищению и спасению. Разве оттолкнешь людей от Церкви, если они и есть Церковь? «Верую, яко Ты Христос, пришедый в мир грешных спасти, от них же первый есмь аз», — говорит каждый из нас в молитве перед причастием.

То есть самым плохим, самым грешным из всех людей считает себя в церкви каждый — от патриарха до простого прихожанина. И чем же критики могут уязвить такое сообщество грешников? Молиться бы не мешали, на амвон с частушками не лезли.

 

***Валерий Коновалов — известный журналист. Работал в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Труд»  

 

amp-next-page separator