Существительное женского рода
Во-первых, потому что никогда не делил окружающих только по половому признаку, ибо встречал как умных, деловых, профессиональных и обаятельных женщин, так и глупых, сварливых, бестолковых, самовлюбленных мужчин. Во-вторых, потому, что, наверное, не так понимаю слово «власть»; почти всю жизнь именно от женщин зависело решение важных для меня на каждом этапе вопросов и решения эти принимали зав. детским садом, директор школы, главный редактор издательства, главврач, руководитель пресс-службы, начальник департамента, судья, проректор академии и т.д. Все – женщины. Даже в войсковой части, где майор медицинской службы меня буквально спасла. Все было в их власти. И, надо признать, они почти всегда мудро ею распоряжались. Власть, она и в словаре – женского рода.
В-третьих, потому что вспомнилась давняя шутка: «Дочери-то повезло с мужем – сам и готовит, и убирает, и с детьми занимается, а сыну с женой – не очень: сам и готовит, и убирает, и с детьми занимается!»
Да, в высших эшелонах власти женщин еще не так много. Наверное, среди причин – не только мужское «захватничество», а и вполне естественные, требующие времени: дом, семья, дети. Но я ведь не об этих эшелонах. Наивно полагать, что все от них зависит. Сколько лет в России императрицы правили, а проблему не решили. Или не воспринимали ее как именно проблему. Или понимали, что вековые традиции не одними указами сверху меняются, а еще и реальным изменением быта, отношений. Многолетним и кропотливым. Чтобы общество осознало, что такое социальный пол. А то ведь у нас, если женщина берет бюллетень по уходу за ребенком – это нормально, а если мужчина (особенно в силовых ведомствах) – нонсенс. А если она при этом зарабатывает в пять раз больше, чем он? Что семье и тому же ребенку выгоднее? Вопрос риторический. Я не о законе, а о реальном отношении к ситуации. Или – пенсионный возраст. Парадокс: для мужчин он выше, хотя факт, что продолжительность жизни мужчин ниже. Или – алименты: как-то бывший студент, оставивший при себе ребенка после развода, застенчиво спросил: «А прилично ли требовать выплат от бывшей жены?» Даже его, знающего закон, душат устоявшиеся шаблоны и предрассудки.
…Когда-то я был небольшим начальником, но с секретарем-референтом. Однажды она перепутала документы, и типография прислала нам счет за нарушение графика. Пришлось объявить девушке устный выговор. Корректно, но строго и с предупреждением. Ее реакция озадачила: «Почему вы со мной так говорите? Я, между прочим, женщина!» Но выговор-то она получила не как женщина, а как нерадивый сотрудник.
Так получилось, что с тех пор моими начальниками были преимущественно женщины. И я тоже что-то нарушал. И они тоже строго со мной разговаривали. Но ни разу язык не повернулся сказать: «Почему таким тоном? Я все-таки мужчина!» Наверное, потому, что давно понял: «какой» важнее, чем «кто».
И гендер тут далеко не на первом месте.