Фото: «Вечерняя Москва»

Система работает

Общество
Только самые наивные люди могли полагать, что вот выйдет Владимир Путин на свою пресс-конференцию – большим «широким мазком» накажет тех, кто виноват, по мнению общества, в нынешней валютно-обменной свистопляске. Хотя он за все время своего правления никогда не делал таких показательных публичных жестов. Это скорее стиль Ельцина или Лукашенко. Но не его.

Вместо этого он в целом похвалил и поддержал Центробанк в его действиях, признав, что некоторые замечания критиков действий ЦБ и могли быть обоснованными (в частности, за промедление с реакций на действия валютных спекулянтов). Упомянуто в этой связи и правительство – в части «не надо снимать и с него ответственность». А вообще весь макроэкономический прогноз от президента вполне укладывается в два тезиса: 1) эта ситуация, во многом обусловленная внешними факторами, года на два, и мы сможем это пережить; 2) так или иначе нынешние сложности заставят перестраиваться в нужном направлении российскую экономику (диверсификации): «Сама жизнь подталкивает к тому, чтобы деньги вкладывать в другие отрасли», а не в добычу ресурсов. Возможно, валютный рынок ожидал от президента некоего иного высказывания, кроме «не будем бездумно палить валютные резервы», поэтому рубль ответил на них падением. Возможно, рынок делал ставку на отставку главы ЦБР. Что было, конечно, наивностью. Впрочем, в руках государства, помимо нерыночных – фиксации курса или обязательной продажи валютной выручки экспортерами – есть масса других, в том числе неформальных методов воздействия. Например, государственные компании под давлением ежедневного мониторинга можно «добровольно-принудительно» понуждать («по-дружески», как сказал Путин, поведав об одном таком своем звонке главе одной компании) ритмично продавать валюту.

Любопытно, что на этом фоне Путин повторил уже ранее озвученную им в послании Федеральному собранию формулу предложенной им амнистии капитала: никаких фильтров, никакого преследования, в том числе никакого понуждения репатриации капитала – важно заявить, что он есть. Однако разовьется ли это в некие комплексные меры по либерализации всей экономической политики государства в отношении бизнеса? С ответом на этом вопрос, очевидно, предстоит подождать до того момента, когда пройдет пик валютно-финансовых сложностей. Путин счел, что пресс-конференция – не тот формат, в рамках которого нужно объявлять о сложных системных реформах. В то же время, он походя анонсировал совещание с представителями бизнеса со своим участием. Очевидно, там следует ждать важных экономических подробностей.

При этом Путин (сам, в обход пресс-секретаря, предоставив возможность задать вопрос представителю УНИАН) однозначно дал понять, повторив свою известную и твердую позицию по украинской ситуации, что размена Новороссии (в форме разгрома ЛНР и ДНР) на отмену санкций не будет: мирное урегулирование – только на основе Минских договоренностей, Донбасс – часть Украины. А наши нынешние трудности – это не «расплата за Крым», а «расплата» за наше стремление сохранить свою суверенность и свою цивилизацию. Запад – двуличен, он подстрекал террористов на Северном Кавказе, а не было бы Украины – появился бы другой повод давить Россию. Но у нас, слава богу, есть ядерное оружие – и мы не дадим у нашего «мишки вырвать его когти и тем более сделать из него чучело».

Не могли не помянуть всуе и пресловутую «пятую колонну». Некоторые накануне ожидали от президента неких сигналов к чуть ли не репрессиям. Но он призывать к ним ни намеком не стал. Трудно провести грань между оппозицией и «пятой колонной», признался Путин, пообещав быть впредь аккуратнее в своих высказываниях на эту тему, чтобы не обострять противостояние в обществе. Ключевой момент, отметил он, призвав – уже в который раз в ходе своих публичных выступлений – в союзники Лермонтова («…страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ») – в патриотизме: мол, работает ли человек на благо страны или на благо иностранных заказчиков. Понять можно так: нового закручивания гаек не будет, как не будет и травли, организованной против представителей оппозиции властью. Но и послаблений уже объявленным «иностранным агентами» – тоже, оппозиционерам нужно привыкнуть отвечать за свои слова и быть готовыми к критике в публичной сфере. К тому же, как дал понять Путин, есть люди – разумеется, на Западе - которые по этой части (травли неугодных) куда хуже нас: так, европейские власти не дают въездные визы тем, кто делает неугодные заявления, а США вообще легализовали пытки заключенных в Гуантанамо (это уже отвечая на вопрос о правомерности действий в Чечне, где сожгли дома родственников террористов и расправились с ними во внесудебном порядке). До социальной политики на пресс-конференции дошло дело на втором часу пресс-конференции. Президент по основным направлениям полностью поддержал медицинскую реформу, которая проводится сейчас в Москве. Ключевые слова тут были «эффективность», «повышение качества», «сокращение неэффективных расходов», «аккуратно не навредить», а также призыв тщательнее объяснять общественности свои предложения и действия. Затронул ипотеку на фоне падающего рубля и ключевой ставки ЦБ в 17%, обозначив направление, которое может стать эффективным методом регулирования в том числе рынка рабочей силы. Если, к примеру, предоставлять субсидии по ипотеке (а без субсидий теперь она станет неподъемной для многих) тем категориям работников,в которых государство более всего нуждается. Но и тут, очевидно, следует ждать подробностей у государства. То, что основные социальные обязательства государство выполнит - как бы подразумевается. Как подразумевалось и то, что Путин в нынешних условиях не станет раздавать новых, заведомо невыполнимых, обязательств. Он лишь поддержал идею восстановить звание «Матери-героини», а также объявил – уже в самом конце конференции, что пенсии в наступающем году будут индексированы по фактической инфляции.

Всем своим видом он излучал спокойствие и уверенность. Суетиться не надо. Все идет путем. Система, созданная им, работает, а рано или поздно (в нашем случае этот срок – максимум два года) любые кризисы кончаются. Символично, что едва ли не главным персональным бенефициаром пресс-конференции стал глава АФК «Система» Владимир Евтушенкова, которого накануне выпустили из-под домашнего ареста и по поводу которого Путин выразил надежду, что его компания восстановит позиции на бирже. Евтушенков, что показательно, приглашен на совещание бизнеса и Путина. Акции «Системы» взлетели на бирже на 150 процентов. Акции Путина, как минимум, тоже не упали, а скорее даже в очередной раз выросли.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator