Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Управление со смартфона: что грозит за вождение машины в автопилоте

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
В Казани остановили машину, которой управляли через телефон: что за это грозит, будет ли штраф, как накажут
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

В Казани сотрудники автоинспекции остановили автомобиль, который ехал с пассажирами, но без водителя. Люди в салоне пытались убедить инспекторов, что машина едет на автопилоте. В итоге пассажиры получили штраф — за непристегнутые ремни безопасности. Можно ли в России управлять автомобилями в беспилотном режиме, будет ли какое-то наказание и разрешено ли управлять машиной со смартфона — в материале «Вечерней Москвы».

В Казани китайской машиной управляли через телефон

О необычном способе передвижения в Казани сообщил Telegram-канал Shot. Собственник автомобиля объяснил инспекторам, что его LiXiang L7 управляется с телефона. Поэтому присутствие человека за рулем необязательно.

Эксперты считают, что в данном случае автомобиль остановился с помощью вмешательства человека, а не автопилота. В беспилотном режиме не предусмотрена функция остановки по требованию дорожного инспектора.

Вопрос остается в том, кто управлял автомобилем. Им должен считаться человек, который инициировал остановку по сигналу инспектора. Если бы при этом он был в состоянии опьянения, ему грозили бы штраф и лишение водительских прав.

В итоге всем пассажирам, один из которых с трудом выговаривал слова, выписали только штраф за непристегнутые ремни безопасности. Их отпустили. Определить, кто в действительности управлял машиной, затруднительно — смартфон с программой управления можно легко передать из рук в руки.

Можно ли в России ездить в машинах на автопилоте

В России с 2023 года действует система экспериментальных правовых режимов (ЭПР), которая позволяет компаниям тестировать автомобили на автопилоте на дорогах с особыми условиями. В 2025 году Минтранс РФ объявил о разработке полноценного законопроекта об автономном транспорте, который должен урегулировать классификацию по уровням автоматизации, правила взаимодействия с системами мониторинга и вопросы страхования и ответственности.

Беспилотные автомобили можно разделить на две группы:

  • машины, в которых на водительском или пассажирском месте присутствует водитель, обязанный немедленно перехватить управление авто в случае необходимости;
  • машины, которые удаленно контролируются оператором.

ЭПР также предполагает использование автономных машин в качестве такси, но перевозка пассажиров допустима только спустя полгода тестовых поездок. Грузоперевозки беспилотным авто могут разрешить после двух месяцев эксплуатации. В случае ДТП с беспилотным авто ответственность несут и водитель, и удаленный оператор.

В июле 2025 года стало известно, что Минтранс РФ готовит обновления в правила безопасности движения для беспилотных автомобилей. Предполагается, что нововведения сделают использование автоматизированных систем управления проще, уточнят классификацию уровней автоматизации и подготовят дороги к приему транспорта с высокой степенью автономности.

Документ также подразумевает, что классификация уровней автоматизации будет включать несколько уровней. Чем он ниже, тем выше зависимость от водителя. На уровне 3 (условная автоматизация) система полностью управляет движением, но водитель остается резервным и должен реагировать на запросы. Уровень 4 (высокая автоматизация) предполагает работу в ограниченных условиях без участия водителя с возможностью взаимодействия с диспетчером. Полная автоматизация (уровень 5) — автомобиль способен самостоятельно управляться в любых условиях без вмешательства человека.

Сейчас беспилотный транспорт тестируется на федеральных трассах М-11 Москва — Санкт-Петербург и ЦКАД (Московская область) в рамках экспериментального правового режима, который был введен в ходе проекта Минтранса России «Беспилотные логистические коридоры». Осенью 2025 года его планируется расширить на трассу М-12 Москва — Екатеринбург (планируется продление до Тюмени — прим. «ВМ»).

Росстандарт разрабатывает серию из пяти ГОСТов для высокоавтоматизированных автомобилей. Они будут регулировать основные требования к безопасности, функциональности беспилотных автомобилей и системам автоматизированного вождения. Также готовится к реализации концепция «бесшовного цифрового неба», в рамках которой появится единая система идентификации всего беспилотного транспорта. Ожидается, что эта система заработает в полном объеме к весне 2026 года.

С «беспилотными» китайскими авто нужно навести порядок

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин выступил с предложением разработать поправки в правила дорожного движения, связанные с автопилотируемыми машинами. В частности, предлагается установить четкие требования к их водителям — обязательно находиться за рулем авто и самостоятельно им управлять без смартфона или иных сторонних приспособлений.

— Сейчас от ответственности, к примеру, за пьяную езду с помощью использования ассистентов помощи водителю пытаются уйти отдельные граждане. Понятно, что такое неприемлемо. Наше предложение не касается автоматизированного транспорта, который сейчас тестируется на дорогах в рамках экспериментального правового режима. А вот с «беспилотными» китайскими авто нужно навести порядок, — приводит слова Шапарина Telegram-канал Shot.

Член Общественного совета при Ространснадзоре Юрий Свешников в разговоре с корреспондентом «Вечерней Москвы» заявил, что история из Казани как будто бы рассказана не до конца: каким бы современным ни был автомобиль, без воздействия владельца он ездить не может.

— Но сам по себе мир не стоит на месте. Автомобили давным-давно уже стали во многом самостоятельнее, чем были раньше. Поэтому, конечно, поправки под них требуются. И все эти реалии давным-давно пора узаконить, — рассказал автоюрист.

Какие именно поправки необходимо ввести

По словам Свешникова, в законодательстве необходимо четко прописать, что такое беспилотный автомобиль, кто является его водителем и где он может находиться во время управления такой машиной.

Автоюрист Дмитрий Славнов в беседе с «Вечерней Москвой» уточнил важную деталь в управлении беспилотным автомобилем. Если водитель включил автономный режим, то машина самостоятельно контролирует движение до тех пор, пока водитель не притронется к рулю, педалям или коробке передач. Как только это происходит, автомобиль передает управление обратно человеку, и ответственность уже несет он.

— Человек возьмется за руль, и машина отключит все свои вспомогательные опции. В результате будет создано больше аварийных ситуаций, чем если бы авто управлял робот, — объяснил собеседник «ВМ».

По его мнению, поправки в управление беспилотными автомобилями действительно нужны, но в другом ключе. Славнов уверен, что необходимо определить, кто понесет ответственность в случае ДТП.

— Нужно прописать, кто будет нести ответственность в случае аварии. Поправки нужны, но продуманные, — выразил мнение Славнов.

Водитель, который стал участником дорожно-транспортного происшествия, может отъехать от места аварии, чтобы не создавать затор из других автомобилей. Это допустимо, если предварительно были зафиксированы обстоятельства аварии. Как это работает на деле — в материале «Вечерней Москвы».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.