Нобелю – по шнобелю: скандал с главной литературной премией
Интересно, что имя Арно официально нигде не указывается, и это вездесущие журналисты «разнюхали», что шалун Жан-Клод - муж поэта и члена Шведской академии Катарины Фростенсон. Она входила в академию с 1992 года, но после обвинений в адрес Арно члены академии проголосовали за исключение Катарины из организации. Нет, ну, нормально? Это же не Катарина домогалась? Не понимаю. Сам Арно, кстати, все обвинения отрицает.
Позорище, да и только. Политика в который уже раз за последний год вмешивается буквально во все сферы бытия. Харрасмент, новое словечко, ставшее вдруг самым популярным, диктует новые правила поведения. Ты можешь быть семи пядей во лбу, состояться и достигнуть, занимать пост и принимать решения. Но и это не гарантия того, что не возникнет вдруг тетенька, или даже много тетенек, которых ты, оказывается, «грязно домогался». Почему-то, когда слышу о таких вот коллективных обвинениях, вспоминаю поговорку: «Вспомнила бабка, как девкой была». Обвинение в харрасменте сегодня - это, пожалуй, даже пострашнее того, чтобы сказать слово «негр». Ой! Вырвалось.
О харрасменте. Здесь надо как-то уяснить, что является грязным домогательством, что – ухаживанием, а что и обоюдо-интересной интрижкой или даже романом. С Вайнштейном вот – мне лично непонятно. Актрисы с ним спали ради ролей? То есть, охотно участвовали в купле-продаже чувств-с. Может, Вайнштейн их любил. Может, думал, что они по любви. И вообще – можно ведь так повернуть, что это они, актрисы, использовали доверчивого Харви в корыстных целях?
Но нет, униженный и раздавленный, толстяк Вайнштейн - теперь пугало номер один Голливуда, и его золоченая статуя в халате на скамейке при вручении Оскара – зрелище унизительное не только для самого Харви. В первую очередь, этот фарс унизителен для женщин, которые не дали в свое время хаму по морде, а теперь вот «вспомнили и прозрели».
А теперь вот и Нобелевский комитет дал трещину. Просто какое-то партсобрание, я вам скажу. Осуждают Арно, а страдают писатели. Нобелевская премия по литературе - это все-таки, в первую очередь, о литературе, а не о поруганных женщинах и не о развратных фотографах.
Писатель и литературовед Дмитрий Быков, комментируя событие, приветствовал перенос «литературного Нобеля». «То, что в этом году ее не будут вручать, это еще паллиативная мера. В остальном она остается и никуда не денется. А для русской литературы это очень хорошо, что ее не будут вручать в этом году, а по мне так, и вовсе ее бы отменили. Потому что всякий раз, когда ее вручают кому-то из наших, это вызывает громкий скандал», — сказал Быков. Ну, надо сказать, «нашим» Нобелевскую премию по литературе не вручали давно. Но и наши, российские, литературные премии тоже «поколачивает» от не-литературных скандалов. Чего стоит, например, фейсбучная склока двух женщин-писательниц, одна из которых - член Большого жюри «Национального бестселлера», а другая – номинант на премию. В конфликт втянулась тьма народа, и, увы, это все уже не о литературе. О чем угодно, но не о литературе…
К сожалению, все эти скандалы не идут на пользу главному: интересу к Большой Литературе. Альковные склоки, взаимные обвинения и сальные подробности не развивают общественный вкус, а, наоборот, опускают его до пещерного уровня.Правда, сегодня Нобелевский комитет уверяет, что вручение премии за 2018 год просто «перенесено» - до выяснения всех обстоятельств. И состоится в следующем году – одновременно с вручением премии за 2019. Ну, конечно, если не разразится какой-нибудь новый скандал.