Мы ее теряем. Рыбу

Город
В пятницу, 24 мая, в столице стартует фестиваль «Рыбная неделя». Гастрономический успех гарантирован.

Семь площадок в центре Москвы, включая ресторанные шале на площади Революции, Манежной площади и в Климентовском переулке, будут неустанно работать с 11:00 до 21:00 по будням и с 10:00 до 22:00 по выходным до 2 июня. И хотя в нынешнем сезоне Росрыболовство не приняло участие в организации праздника, власти «Порта пяти морей» великолепно справились с подготовкой к рыбному шоу. Нас ожидает фейерверк морепродуктов.

Морские гребешки на гриле, суп том-ям, осьминоги с паприкой и шалфеем, соте из морепродуктов, креветки, печеная дальневосточная корюшка, копченая рыба и даже «Крабсбургер» из настоящего камчатского краба…

Однако жизнь наша состоит не из «Рыбных недель», а из банальных рыбных будней. И нынешний год, к сожалению, может стать началом конца для экономического сегмента морепродуктов. Рост цен на них фактически переводит в премиум-класс даже самую демократическую рыбу.

Советские люди потребляли почти миллион тонн минтая, сейчас на внутреннем рынке России остается лишь около 200 тысяч тонн. Это основная промысловая рыба страны, которой мы монопольно наряду с американцами добываем по полтора миллиона тонн. Цена филе минтая в опте сейчас начинается от 200 рублей за кг. Филе премиум-класса на розничной полке доходит уже до 700 рублей. Минтай в тушках сегодня стоит свыше 100 рублей, год назад он находился на отметке 75–80 рублей.

Действия и бездействие регулятора привели к кризису внутреннего потребления и ураганного экспортного спроса. 85 процентов из 1,6 млн тонн выловленного минтая прямиком уплывает в Китай, США, Южную Корею и Западную Европу. В этом году экспорт опять растет.

Из экономсегмента уплывает не только минтай. Икра щуки, например, за 5 лет подорожала в два с лишним раза. Цена банки весом 112 граммов в рознице начинается уже почти с 400 рублей.

На ярмарке можно будет приобрести традиционные дальневосточные деликатесы  / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

С точки зрения ретейлеров, минтай — это довесок к сибасу, дорадо, муксуну, семге и другим «раскрученным» видам. Я в свое время предлагал на заграничный манер переименовать минтай в «поллок», но, что называется, не случилось… Похоже, имидж «кошачьей рыбы» навсегда закрепился за этим видом.

Что делать? Нужен потребительский ликбез, реклама, грамотный маркетинг отечественной морепродукции. Необходимо строже контролировать качество продукта.

Нужен ребрендинг. Смотрите, стоило только возобновить промысел иваси после 25-летнего перерыва, и мы наблюдаем ураганный спрос. Ассортимент советского рыбного прилавка ограничивался минтаем, треской, навагой, сайрой, горбушей и сельдью, а сейчас в списке около сотни видов рыбы, включая заморские сибас и пангасиус. Покупателю есть из чего выбирать, и он не всегда сделает выбор в пользу рыбы с кошачьим прошлым.

Так что, гуляя в гастрономическом изобилии «Рыбной недели», есть о чем подумать!

amp-next-page separator