/ Фото: «Вечерняя Москва»

Прошу тишины!

Общество
Любим мы, литераторы, всякие метафоры. Хлебом не корми, а дай сравнить чью-то речь с журчанием ручья. Вот и я до недавнего времени спокойно относился к словосочетанию «симфония города». Пока лязг трамваев, гул метро, шум автомобилей и сотни прочих не самых гармоничных звуков не заставили усомниться в том, что в них есть что-то от симфонии. Скорее –звуковой хаос. Какофония. Слово менее приятное для слуха, но зато более точное. Но речь не о жанрах и терминах; речь – о звуках в нашей столичной жизни.

Пытки звуком существовали всегда – можно вспомнить казнь под колоколом или доводящее до сумасшествия монотонное капание воды. Хотя сейчас мы добровольно часами сидим у жужжащего компьютера, а потом удивляемся головной боли. А если квартира соседствует с лифтовой шахтой или мусоропроводом, в который в два часа ночи кто-то непременно бросит пустую банку?

Известно, что еще Юлий Цезарь запрещал нарушать покой римлян в ночное время. Вот и нам бы, коль уж культурный уровень не дотягивает, хотя бы мусоропроводы закрывать на замок на ночь. Такая вот вынужденная инициатива. Закон-то о соблюдении тишины в городе есть, но попробуй найти этого банкометателя.

Конечно, не стоит уподобляться британским законодателям, которые запретили мужьям рукоприкладствовать после 21 часа, «ибо крики избиваемой могут мешать горожанам». И судье, постановившему «запретить петуху петь ночью». И тем, кто жаждет ограничить «топот котов».

Но, согласитесь, что круглосуточно скулящий над вами щенок способен свести с ума. Ему закон не писан, он читать не умеет. Но зато хозяйка – умеет.

Пришлось принести ей текст правил о содержании собак в Москве и пояснить, что значит жестокое обращение с животными, так как щенок потому и скулил, что хозяйка работала через сутки. Щенка она отправила в деревню, а потом и сама туда переехала. Не думаю, что из-за жалости к соседям – просто так сложилось.

И все же – о шуме, который С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» поясняет как «звуки, слившиеся в нестройное, обычно громкое звучание». Гигиенисты считают, что нормальным для человека может быть диапазон от 45 до 11 200 Гц. А интенсивность – 50-70 дБ. При 180-190 дБ не выдерживает даже металл – разрывается, а человек – погибает.

Не мешало бы со школьных лет почаще говорить об этом молодежи, которая не мыслит себя без плеера. Но мало кто из них знает, что такая громкость влияет на разборчивость речи, приводит к тугоухости, ибо слух максимально повреждается на частоте 4 000 Гц, а нормальная «речевая зона» – 1 000 - 2 500 Гц: это и не шепот, и не крик – обычный разговор. В отличие от человека насекомые не придумывают оправданий – они просто погибают. Например, пчеловоды не ставят пасеку там, где летают реактивные самолеты, - их звук может привести к полной гибели личинок в ульях. А этот звук, кстати, по уровню (120-130 дБ) почти равен шуму дискотеки. Можно только догадываться о том, что происходит с мозгом танцующих.

Кто-то спасается от внешнего шума установкой «стеклопакетов» (но угроза внутренних шумов остается); кто-то принимает витамин С и витамины группы В; кто-то закупает в аптеке «Беруши»… Но можно не тратить деньги – достаточно всего лишь ценить тишину и соблюдать ее; хотя бы в каждой отдельно взятой квартире, если уж какофония города в целом – плата за пребывание в нем.

amp-next-page separator