Георгий Бовт / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

От «спасителя Москвы» — к предательству

Общество
14 сентября 1901 года родился Андрей Власов, который стал одним из, наверное, самых известных предателей современной российской истории. Но, как ни покажется это кому-то странным и даже диким, еще сравнительно недавно в нашей стране всерьез рассматривали иск о реабилитации генерала Власова, который воевал во время Великой Отечественной войны на стороне немецко-фашистской Германии против своей страны и своего народа.

Карьера Андрея Власова до начала войны складывалась весьма успешно. Он был, можно сказать, типичным представителем новой советской военной элиты. Будучи призванным в Красную армию в 1919 году, он прослужил в ней верой и правдой, как ни горько это потом было признавать, более 20 лет. Успешно воевал против белогвардейских войск на Северном Кавказе и в Крыму, на Украине участвовал в подавлении повстанческого движения во главе с Нестором Махно. Военную карьеру продолжил и после Гражданской войны, занимая различные командные и штабные должности. В 1929 году окончил Высшие армейские командные курсы «Выстрел», которые до сих пор находятся в Подмосковье близ города Солнечногорска. Продолжение военной карьеры без вступления в РКП(б) было невозможно, и в 1930 году он становится коммунистом, затем успешно оканчивает Военную академию имени Фрунзе.

По данным некоторых историков, в годы массовых репрессий Власов был членом военного трибунала Ленинградского и Киевского военных округов. И показал себя «верным сталинцем»: в его присутствии не было вынесено ни одного оправдательного приговора. Перед самой войной Власова в составе группы военных советников отправляют в ответственную командировку в Китай — налаживать отношения с тогдашним руководством страны во главе с Чан Кайши. Это говорит о высоком уровне доверия Сталина к Власову. Затем он возвращается в Киевский военный округ. Перед самой войной 99-я стрелковая дивизия, который был назначен командовать генерал-майор Власов, была признана лучшей в военном округе и награждена переходящим Красным Знаменем. А уже перед самым началом войны Власов был награжден орденом Ленина.

Первый бой Великой Отечественной войны он принял подо Львовом в должности командира механизированного корпуса. Его командирские качества были оценены по достоинству, и по рекомендации Никиты Хрущева его назначают командующим 37-й армией, защищавшей Киев. Киев был сдан быстро, но вины Власова в этом не было. Более того, он и возглавляемые им части сражались мужественно, предприняв успешную попытку выхода из окружения. Не последнего в его биографии.

В ноябре 1941 года по приказу Сталина Власов формирует 20-ю армию, которая вошла в состав Западного фронта и обороняла Москву, остановив немцев в районе деревни Красная Поляна (35 км от Кремля), а позже освободив от оккупантов подмосковные Солнечногорск и Волоколамск. О Власове тогда не раз писали центральные газеты как о блестящем боевом командире. В начале 1942 года он награжден орденом Красного Знамени, ему присвоено звание генерал-лейтенанта. В советские времена об этом не было принято говорить. И в качестве «спасителя» Москвы называли генерала Жукова, командовавшего Западным фронтом тогда. Однако в войсках наряду с Жуковым «спасителем Москвы» называли также и генерал-лейтенанта Андрея Власова. Неслучайно именно в это время о нем по приказу Главного политуправления Красной армии начинают писать аж целую книгу под названием «Сталинский полководец».

Весной 1942 года Власов назначается заместителем командующего войсками Волховского фронта и одновременно командующим 2-й ударной армией, оборонявшей Ленинград. В начале лета его армия оказывается в окружении, все попытки выйти из которого заканчиваются неудачей. 11 июля Власов был схвачен немцами по доносу старосты деревни староверов Туховежи. Старосту потом наградили коровой и едой. Генерал-лейтенант Власов был помещен в Винницкий лагерь для пленных советских офицеров и довольно быстро согласился сотрудничать с немцами, возглавив «Комитет освобождения народов России» и «Русскую освободительную армию», которые состояли из других пленных советских военнослужащих, решивших перейти на сторону врага.

Под свое предательство Власов пытался подвести идеологическую основу, выступив с открытым письмом «Почему я встал на путь борьбы с большевизмом». Все предатели хотят выглядеть лучше хотя бы перед самими собой. В письме он, доселе верный сталинец и орденоносец, пишет, в частности: «Я до последней минуты оставался с бойцами и командирами армии. Нас оставалась горстка, и мы до конца выполнили свой долг солдат. Я пробился сквозь окружение в лес и около месяца скрывался в лесу и болотах. Но теперь во всем объеме встал вопрос: следует ли дальше проливать кровь Русского народа? В интересах ли Русского народа продолжать войну? За что воюет Русский народ? Я ясно сознавал, что Русский народ втянут большевизмом в войну за чуждые ему интересы англо-американских капиталистов… Не является ли большевизм и, в частности, Сталин, главным врагом Русского народа?» Вот такое превращение.

От имени Власова немецко-фашистские захватчики не раз распространяли листовки как среди войск Красной армии, так и среди военнопленных. В то же время немцы явно не доверяли предателю и не отправляли войска, сформированные из советских военнопленных под командованием Власова, на сражения против Красной армии. Главным противником использования власовцев был глава СС Гиммлер, который называл Власова не иначе как «русской свиньей». В некоторых постсоветских публикациях в российских СМИ сообщалось, что численность РОА достигала якобы миллиона и более военнослужащих. Однако из немецких документов следует, что это сильное преувеличение: общая численность находившихся под командованием Власова подразделений насчитывала по состоянию на конец апреля 1945 года около 50 тысяч человек.

В первый и последний бой с войсками Красной армии части РОА вступили лишь 13 апреля 1945 года, когда положение немцев уже было отчаянным и они решили прибегнуть к помощи предателей. Бой с советскими войсками на реке Одер закончился для власовцев поражением. Уже через два дня они, нарушив приказ немецкого командования, двинулись на юг к Праге, чтобы дождаться наступавших с запада англо-американских союзников СССР. Отсюда, возможно, возникла легенда, что якобы Власов освобождал Прагу.

4 мая там действительно вспыхнуло восстание, а дивизия Власова была в Праге уже 1 мая. Однако никакого деятельного участия в восстании власовцы не принимали. Созданное новое правительство Чехословакии объявило им, что оно не нуждается в их помощи, посоветовав дождаться наступавшей советской армии. По сути, Власов тогда совершил предательство во второй раз, на сей раз немецко-фашистских начальников. В руки Красной армии Власов и его подручные попали не сами. Уже 9 мая они вошли в соприкосновение с американской армией и сдались ей в районе города Шлиссельбург. Однако через три дня американцы сообщили, что город будет передан в советскую зону оккупации, а вызволять оттуда предателей американские союзники не стали. Все 10 тысяч оставшихся на тот момент в составе подразделений РОА оказались в руках Красной армии. Те же, кто сумел каким-то образом просочиться в зону американской оккупации, все до единого были пойманы и переданы советским властям. Вот такие у нас тогда были отношения с США.

До этого Власов пытался договориться о политическом убежище в Швейцарии, но ему было отказано. Испанский диктатор Франко собирался даже выслать за ним в Прагу свой личный самолет, но не успел. В Москву Власов был доставлен уже в середине мая и помещен в один из подвалов Лубянки. Он и его подельники, числом 12 человек, были расстреляны лишь летом 1946 года по постановлению Военной коллегии Верховного суда.

В 2001 году иск о реабилитации Власова подал один из иеромонахов русской православной церкви за рубежом. В иске говорилось, что Власов хотел спасти своих солдат от гибели, а также что он не был предателем, а борцом со сталинским режимом и агрессивным атеизмом. Однако Верховный суд в иске отказал. Предатель так и остался предателем. Для таких в аду, как известно, отведено отдельное место.

amp-next-page separator