Покров Пресвятой Богородицы
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога», – так в церковном песнопении описывается чудесное явление Царицы Небесной, произошедшее в середине Х века во Влахернской константинопольской церкви, где хранилась риза, головной покров (мафорий) и часть пояса Богоматери.
По некоторым данным, основанием праздника послужило чудо 910 года, описанное в житии святого блаженного Христа ради юродивого Андрея Константинопольского. В переполненном молящимися людьми храме Блаженному было видение. Святой Андрей увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении ангелов, Иоанна Крестителя, апостола Иоанн Богослова и сонма святых. Преклонив колена, Пречистая Дева долго молилась в храме и у Престола: «Царю Небесный, приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».
Закончив моление, Она сняла мафорий и распростерла его над молящимися, являя тем самым образ защиты христиан от видимых и невидимых врагов. Блаженный Андрей с трепетом созерцал видение Божией Матери. Всё это видел и присутствовавший здесь же блаженный Епифаний. Удостоившиеся видения молитвы Пречистой Девы блаженные долгое время смотрели на распростертый Покров; «доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым».
Другое предание связывает чудо Покрова Божией Матери с походом на Византию славянских князей. По этой версии, Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения их дружины. После описанного чуда корабли отошли от стен Константинополя и город был спасен. Согласно легенде, в этом походе участвовал князь «вещий» Олег, оставивший лишь «щит на вратах Цареграда».
Интересно, что спустя приблизительно восемьдесят лет после чуда Покрова у «Киевской купели» началась христианская эра русского народа.
Благочестивые греки надолго сохранили память об описанном чуде. По свидетельству русского путешественника ХIV столетия дьяка Александра, он видел в греческих церквях икону Божией Матери, молящейся за христиан.
В учительном сборнике, Прологе, ХII века содержатся данные об установлении праздника Покрова Божией Матери: «Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».
С этого времени в России начали появляться храмы в честь Покрова Божией Матери. Ярким примером этого можно считать всемирно известный храм Покрова на Нерли (1165 год). Наконец, повелением святого благоверного князя Андрея Боголюбского этот праздник был установлен в Русской Церкви непосредственно перед появлением нерлинского храма.
В современной Москве есть несколько храмов и монастырей, одноименных Покровскому празднику. Вот лишь некоторые наиболее известные: храмы Покрова на Рву, в Красном селе, Филях, Ясеневе, на Лыщиковой горе, в Новодевичьем и Новоспасском монастырях, Марфо-Мариинской обители; Покровский монастырь.