Наталья Покровская / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Сорок пять минут на одном дыхании

Общество
Накануне Дня учителя (5 октября, а раньше отмечался в первое воскресенье месяца) уместно вспомнить, что несколько лет назад в обществе нашем заговорили о необходимости повышения престижа профессии педагога. Мол, перестала она быть популярной, молодое поколение учителей не уважает, да и родители не слишком с их мнением считаются. Были с этим проблемы, да и сейчас они есть. Но только, хоть убейте, не понимаю, почему решать их предпочли преимущественно с меркантильной точки зрения.

Конечно, унизительные зарплаты, за которые московские учителя еще лет десять назад сеяли в душах детей разумное, доброе, вечное, престиж их служения обществу уж точно не повышали. Но и не понижали, давайте признаем. Не по уровню доходов оцениваем мы работу педагогов.

Когда папы и мамы выбирают, в какую школу в первый класс пойдет их малыш, разве зарплатой будущей потенциальной учительницы они у знакомых и соседей интересуются? Отнюдь. Им куда важнее другое: как к детям относится, что о ней ребятишки говорят - любят ее или боятся, охотно на уроки идут или из-под палки.

Спроси педагога о коллеге, он ведь тоже не о том, сколько тот зарабатывает, расскажет. Скорее, оценит компетентность, мастерство, знание предмета и умение им заинтересовать.

У учеников свой фильтр: у них признание получает тот учитель, с которым интересно и приятно общаться, кто «умеет не только тему урока объяснить, но и разделить радости, печали, с кем по душам поговорить – легко». Дети так отвечают. И тянутся к тому педагогу, который на часах минуты до звонка не отсчитывает. Вот с его урока ученики на перемену не срываются, а продолжают слушать, открыв рот, о берестяных грамотах, боях под Прохоровкой, первом полете в космос. А поди попробуй так держать класс, чтобы двадцать душ откликнулись, отозвались, раскрылись навстречу. Здесь одного профессионализма мало, тут харизма вкупе с призванием еще нужны, да и стрессоустойчивость не помешает.

Оплачиваются такие личностные качества с лихвой - успехами учеников, а еще - их доверием к каждому сказанному тобой слову. Все это дорогого стоит, но не имеет никакого отношения к оплате труда по ведомости. Потому что педагогическую ошибку ластиком из жизни ребенка не сотрешь. И уникальность каждого урока всегда равна количеству детских глаз, смотрящих в глаза учителю. Если ему интересно в этот момент не меньше, чем ученикам, контакт состоится.

Детей не обманешь. И им, по большому счету, плевать, как ты себя сегодня чувствуешь, дурное или хорошее с утра настроение, есть вдохновение читать им Пушкина или нет… Пришел на урок, назвавшись учителем – будь добр! Декламируй так, чтобы это чудное мгновенье стало для Лены со второй парты, как и для Васи с «галерки» откровением, открытием, еще одним, пусть небольшим шажочком к великой литературе. Оттого и к вопросу престижа в этой профессии иной подход, аккурат в точном толковании этого понятия - авторитетность и степень влияния на других людей.

То, что это непросто - мягко сказано. Но Учитель, чей профессиональный праздник отмечается в начале октября, на каждом своем уроке проживает сорок пять минут на одном дыхании - своем и тех, ответственность за воспитание и обучение которых он на себя взял. Чего бы это ему ни стоило.

Поэтому педагог уважаем априори. А все остальное, про зарплату и популярность, придумано теми, для кого точка отсчета - не дело жизни, не цель, а лишь материальный эквивалент рабочего времени.

amp-next-page separator