Почему Греф прав

Общество
Глава крупнейшего банка России Герман Греф заявил, что одна из его личных целей — «убить экзамены».

По его словам, люди в учебном заведении привыкают к системе оценивания и в дальнейшей жизни при ее отсутствии не готовы что-либо делать.

Это тот случай, когда так и хочется воскликнуть: «Подписываюсь под каждым словом!» Как человек с тремя красными дипломами и серебряной школьной медалью я абсолютно и полностью поддерживаю постулат о том, что экзамены — это убивающее личность и всякое желание учиться зло.

Понятно, что студенты живут по принципу «от сессии до сессии» испокон веков. Но современная система среднего образования построена таким образом, что теперь уже и школьники существуют от ОГЭ до ЕГЭ. И каждый день со всех сторон получают ядерную дозу упреков и понуканий: «Да ты никуда не поступишь!», «Да ты ничего не сдашь!», «Да у тебя не будет нужного количества баллов!»…

Я очень хорошо помню, как шесть лет назад сдавала ЕГЭ по русскому языку. Набрала тогда — убив полтора года исключительно на «нарешивание» тестов и написание стандартизированных эссе — 98 заветных баллов. Казалось бы, открыты дороги в любой вуз, оправдались приложенные усилия. Знаете, что мне сказала школьная учительница? «А почему не 100? Что ж ты так наших ожиданий-то не оправдала…»

Современная система среднего образования построена таким образом, что теперь уже и школьники существуют от ОГЭ до ЕГЭ / Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

Система экзаменов — любых экзаменов, по итогам которых учащихся рейтингуют и оценивают — затачивает человека учиться не ради знаний, навыков и интересных открытий, а ради того, чтобы «отстреляться» и, как это было, я признаю, в моем случае, оправдать ожидания родных и близких. Тесты ведь не показывают ни гибкость ума, ни умение излагать свои мысли, ни тягу к новым подходам и открытиям. Тесты — это с первого класса и до выпускного курса затачивание мышления под вопросно-ответную форму. Это стандартизация образа жизни: два-три-шесть месяцев зубрежки не ради того, чтобы хвастануть способностью восстановить хронологию Октябрьской революции или открыть новый химический элемент, а ради того, чтобы побыстрее сдать бланк ответов и желательно уже назавтра забыть все выученное. А на выходе мы потом и имеем молодежь, которая не помнит дату начала Второй мировой войны и первую строчку гимна родной страны.

Логичный вопрос: а как же тогда проверять знания? У меня встречный: а зачем их проверять? За рубежом уже давно экспериментируют с системами оценивания учащихся. Топовые вузы аттестовывают студентов по активности на занятии и посещаемости, справедливо рассуждая, что раз студент присутствовал на лекции и готовился к семинару, значит, тему он освоил. Многие колледжи принимают граждан своих стран на основе мотивационного письма с обоснованием того, почему тот или иной абитуриент хочет осваивать определенную специальность.

Греф прав, отмечая и побочный эффект экзаменационных проверок: человек во взрослой жизни, где развитие и самосовершенствование идет уже не для галочки преподавателю, просто теряет мотивацию. Зачем учить, если меня все равно не спросят? Само по себе знание чего-либо кажется пригодным только для прорешивания тестов. А высокий балл становится самоцелью образовательного процесса. О каком прогрессе и развитии можно говорить при таких вводных?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Греф не сможет убить экзамены

Колонка обозревателя «ВМ» Виктории Федотовой:

Греф отыгрывает Базарова, который хотел разрушить систему до основания, а что будет на ее месте — не думал, мол, потомки умнее, они изобретут. Выступать за все хорошее против всего плохого — тактика не новая, но неконструктивная (далее…)

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator