МЭШ: разговор о будущем
Людям, у которых есть дети (или внуки), нет необходимости рассказывать, что это такое. Зато стоит пояснить всем остальным.
МЭШ — или Московская электронная школа — без преувеличения грандиозный городской онлайн-проект, где в единый сложносоставной комплекс сведены едва ли не все аспекты учебной жизни любого столичного школьника. Интерактивные панели в классах (попросту говоря, огромные планшеты, висящие на стенах вместо привычных досок) и ноутбуки у учителей. Электронный журнал и дневник, где не только содержится информация об оценках и домашнем задании, но и откуда родители могут узнать, что их ребенок съел на обед сегодня в школе.
Но, наверное, самая удивительная часть Московской электронной школы — ее библиотека. В ней собрана — и неуклонно пополняется — колоссальная коллекция учебных материалов самого разного рода. Согласно последним данным, там почти 1200 учебных пособий, порядка 38 тысяч сценариев уроков и более 75 тысяч интерактивных приложений. Все это наполнено графиками, диаграммами, поясняющими комментариями, важными цитатами и иллюстрациями, полезными видеороликами.
Собственно, юбилейный грант был получен учительницей английского, создавшей блок сценариев по своему предмету для шестого класса.
Другое свежее пополнение: в библиотеке МЭШ появились новые виртуальные лаборатории по физике и математике. Теперь школьники, зайдя на сайт, смогут проводить не ограниченное количество экспериментов по заданному сценарию, как раньше, а ставить любые опыты по электродинамике, онлайн строить графики функций и создавать объекты по стереометрии и планиметрии.
Причем немалая часть перечисленного находится в открытом доступе и может использоваться школьниками и преподавателями по всей стране, а не только москвичами.
При этом система, разумеется, небезупречна. Замечания и даже жалобы по поводу сохраняющихся недоработок и огрехов проекта можно услышать и от пользователей в лице школьников, их родителей и учителей, и от разработчиков, продолжающих свою работу.
Но все это ни малейшим образом не влияет на главное: МЭШ не просто состоялась, она и впрямь качественно изменила школьную жизнь в Москве.
О преимуществах и плюсах этой системы можно говорить много и долго. Но, возможно, главное ее достоинство заключается в том, что она дает дополнительные шансы и возможности детям, лишенным таковых в реальности.
Можно сколько угодно твердить правильные слова о необходимости социального равенства, но жизнь куда прозаичнее. Сильные и слабые школы, благополучные районы и не очень, родители, которые могут позволить себе нанять репетиторов (а иногда просто купить желательные книги и пособия) для своего ребенка, и не имеющие такой финансовой возможности — это действительность, в которой мы живем и которая вряд ли изменится в обозримом будущем.
Электронная школа, предоставляющая в распоряжение любого ученика — вне зависимости от материального положения его семьи и места его школы в рейтинге образовательных учреждений — огромные ресурсы для занятий и возможности для развития, несет в себе мощнейший заряд социальной справедливости. Главное — желание и готовность заниматься и прилагать усилия конкретного ребенка.
Ничего удивительного, что, как и по многим другим вопросам, опыт Москвы заимствован и распространяется на всю страну в рамках проекта «Российской электронной школы».
Снисходительное («да кому это баловство с Интернетом нужно?»), а местами даже подозрительное («да все это просто распил бюджета!») отношение к МЭШ давно утратило свою актуальность. Электронная школа просто работает, и за ее будничной деятельностью нередко теряется и забывается, что в своем существе она не столько про здесь и сейчас, а про будущее.
Будущее детей, которые благодаря ей получают ранее недостижимые для них возможности и шансы. Будущее города, который обеспечивает молодому поколению замечательные средства и ресурсы для развития. Просто будущее страны. Наше с вами будущее.