Патриотизм нельзя включить

Общество
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил ввести в школы новый культурологический курс, «вокруг которого и формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил ввести в школы новый культурологический курс, «вокруг которого и формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России».

Патриарх по-своему прав. Новые знания всегда полезны. Но можно ли рассчитывать, что цели, достижение которых предполагает изучение этого курса, будут достигнуты? Можно ли научить любить Родину, ее историю, культуру?

Писатель-маринист, бывший офицер-подводник Александр Покровский вспоминал, что дети, росшие в закрытых городах-гарнизонах на Севере, пели «Союз нерушимый» перед уроками сами, безо всяких напоминаний. Что такое служба Отечеству и с каким она связана риском, они знали на примерах своих семей. У некоторых отцы не вернулись из походов. Детям морских офицеров не нужно было никаких дополнительных курсов, чтобы что-то понимать.

Патриотизм нельзя привить директивно, равно как и веру. Только личным примером.

Так можно давать программу и даже подготовить к сдаче ЕГЭ, но развить гражданское чувство — едва ли / Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва

Возможностей припасть к истокам сегодня пруд пруди. В обычных городах, где нет гарнизонов, влюбленные в профессию учителя-историки дают детям много сверх обязательной школьной программы. Они проводят уроки в музеях, ездят на экскурсии и в экспедиции. Не отстают от них и словесники, рассказы которых о писателях, поэтах дети слушают с открытыми ртами. В эпоху интернета такие учителя умеют привить любовь к живому слову, невиртуальному общению. Они безо всяких дополнительных курсов давно делают то, что предложил патриарх: прививают любовь к Отечеству. Школьники всегда чувствуют, любит ли свой предмет учитель или просто отбывает номер. К тем, кто любит, тянутся и помнят всю оставшуюся жизнь. Разумеется, их немного, и каждый такой педагог — настоящий клад.

История и литература не укладываются в формулы и теоремы, поэтому сам процесс их преподавания не может свестись к простой зубрежке дат, имен и событий. Так можно давать программу и даже подготовить к сдаче ЕГЭ, но развить гражданское чувство — едва ли. Скорее всего, повзрослев, дети постараются забыть всех этих «номерных» Иванов и Петров как страшный сон.

Много ли преуспеют в развитии гражданского чувства учителя-начетники (их никак не меньше половины), которые во главу угла ставят усвоение необходимого минимума сведений из учебников и чтобы на их уроках не шумели и сидели ровно?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Школьникам нужен стержень

Колонка обозревателя «Вечерней Москвы» Михаила Виноградова:

Настало время сказать то, о чем многие давно думали. «Отдельные аспекты общекультурного воспитания включены в ряд учебных предметов...(далее...)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator