Ценность граффити должны определять профессионалы

Город
Стрит-арт многогранен и присутствует в жизни как выражение свободы духа. Для современного урбанизма граффити-культура органична и добавляет самобытности мегаполисам. Знаковые произведения становятся символом города, отдельных его районов, как новые городские достопримечательности. Города мира гордятся своей уличной живописью, некоторые рисунки потом перекочевывают в музеи, как граффити Бэнкси или знаменитый «Братский поцелуй», нарисованный изначально на Берлинской стене российским художником Дмитрием Врубелем.

Настоящий стрит-арт находится вне правового поля, срок его жизни зависит от случая и расторопности коммунальных служб. А вот паблик-арт, рассчитанный на длительный срок, который начало регулировать правительство Москвы, должен соответствовать правилам, разрешению и согласованию. Так происходит во всем мире.

Поэтому постановление с правилами нанесения граффити на московских домах было логичным и более всего направлено против засилья рекламы. Перед тем как начать работу, художник должен согласовать дизайн-проект граффити с шестью столичными ведомствами, включая Департамент городского имущества, Москомархитектуру и префектуру, а затем представить его департаменту ЖКХ. Готовую работу должна одобрить приемочная комиссия из тех же ведомств.

Например, история с портретом Марка Захарова, нанесенным на стену дома рядом с «Ленкомом» в день похорон знаменитого режиссера / Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

Сейчас по новым правилам закрашивают нарисованные ранее граффити. И это не всем москвичам нравится. Например, история с портретом Марка Захарова, нанесенным на стену дома рядом с «Ленкомом» в день похорон знаменитого режиссера. Я рада, что власти города прислушались к мнению общественности и граффити восстановили. Ведь в этом стремительном появлении профиля Мастера в Настасьинском переулке и есть смысл стрит-арта — откликаться на самые волнующие темы жизни Москвы. Кстати, у города есть прекрасная возможность узнать мнение жителей столицы о граффити. Сделать это можно с помощью проекта «Активный гражданин».

А вот оценивать эстетическую ценность граффити, на мой взгляд, должны профессионалы — творческие объединения художников и архитекторов, а не коммунальные службы.

Конечно, надо пересмотреть процедуру регулирования, чтобы сохранять имеющиеся граффити, создавать творческую и свободную атмосферу для известных художников и их уникальных творений. И здесь было бы неплохо познакомиться с опытом других городов: Берлина, Парижа, Лондона, Лос-Анджелеса.

У меня в округе, в Люблине, есть пример граффити, которые нравятся всем жителям. Художница Наталья Борисовна Ковалева 40 лет преподавала в школе рисование и на пенсии занялась любимым делом, преображая пустующие стены во дворах, гаражи, заборы. За 10 лет она расписала 7,5 километра поверхностей! Вряд ли она продолжит свое увлечение после выхода постановления о граффити — слишком сложны все согласования.

amp-next-page separator