Ставка падает, цены не растут

Финансы
13 декабря Центробанк снизил ключевую ставку — в пятый раз за год.

Начав 2019-й со значения 7,75 процента, завершить ее он решил показателем в 6,25. Причины такого оптимизма ЦБ он же и перечислил: инфляция замедляется, причем быстрее прогноза (этому феномену еще предстоит найти объяснения, так как ЦБ и сам не понимает, почему), инфляционные ожидания граждан падают, внутренний и внешний спрос пусть и не растет взрывным образом, но вполне себе сдержанно-стабилен, рубль потихоньку укрепляется, а рост цен замедляется. Урожай опять же неплохой — тоже ставим себе плюс в карму.

В общем, жизнь налаживается, а значит, стоит дать отмашку для оживления экономики, посчитал Центробанк. Ведь падение ставки обычно приводит к снижению процентов по кредитам, активной тяге населения к рефинансированию уже набранных займов и влезанию в новые долговые обязательства. Означает ли это, что банки уже потирают руки в предвкушении бума потребительского кредитования? Вряд ли. Большинство из них уже и так выдают кредиты меньше чем под 10 процентов годовых, и судя по тому, что за последний год на попятный они шли не очень активно, даже если снижение и будет, то на слабо различимые доли процента.

Многие эксперты уже прогнозируют отток денег с частных депозитов / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Одновременно с падением ключевой ставки упадет и доходность обычных депозитов — вряд ли банкиры захотят заниматься благотворительностью и держать высокий процент по вкладам. Многие эксперты уже прогнозируют отток денег с частных депозитов. Вот только куда население их понесет — вопрос. Может, ринется вкладывать в ценные бумаги, а может, начнет потихоньку проедать — праздники с каникулами на носу, деньги нужны всем. Кстати, одной из причин замедления инфляции, о которой заявил ЦБ, может быть как раз вялая потребительская активность и закредитованность: доходы населения растут медленно, львиная доля личных средств тратится на погашение уже взятых кредитов, за новыми народ сильно не спешит — вот инфляция и не растет.

И даже если банки явят миру резко подешевевшие кредиты, вряд ли это приведет к серьезному экономическому росту. Всему виной — отношение долга российских семей к их доходам (DTI) — в этом году оно достигло своего исторического максимума, составив почти 30 процентов. Если, привлеченный дешевыми кредитами, народ еще активнее начнет влезать в долги, ничем хорошим это не кончится — ни для него, ни для экономики. Ситуацию могло бы спасти повышение доходов населения: оно в свою очередь невозможно без новых рабочих мест и новых инвестиций.

А с ними бизнес осторожничает, предпочитая не наращивать производства, а распределять прибыль среди акционеров... Значит, вопросы будут и к бизнесу.

amp-next-page separator