Новое московское метро: функция определяет эстетику
Станции Московского метрополитена первой и второй очереди 1930-х годов вызывают восхищение как предметы искусства. Их павильоны — это подземные галереи с уникальными мозаиками и скульптурами на исторические и патриотические темы. С 1955 года на смену уникальным проектам станций метро приходят типовые, а в 1980-е индивидуальный подход возвращается уже с хрущевской эстетикой. После перестройки сеть метрополитена стремительно развивается вширь, и авторы новых проектов отказываются от сложных элементов декора и атрибутов монументального искусства.
В основе современного подхода к проектированию метро, как и раньше, лежит «польза, прочность, красота», а также связь с историей и природой. Однако акценты поменялись — приоритетом номер один становится соответствие современным стандартам безопасности и удобства передвижения. Павильон метро уже не предмет искусства, а общественное пространство с набором сервисов для пассажиров — от посадки в вагоны до зарядки смартфона и доступа к Wi-Fi. Помимо этого, с запуском сети МЦК и МЦД выросли требования к навигации, которая должна сочетаться с дизайн-кодом станции и позволять пассажирам легко ориентироваться в сети.
Станции последних лет отвечают современным вызовам за исключением спорных моментов в части визуализации. С точки зрения создания комфортной среды для пассажиров павильоны должны быть выполнены из качественных натуральных материалов, которые со временем будут «красиво стареть», в нейтральных тонах без визуального шума, контрастных сочетаний и кричащих акцентов. Однако новые станции по разным причинам не всегда соответствуют этим принципам. К примеру, в этом году разногласия вызвал проект станции «Филатов Луг», который, по мнению горожан, напоминает склад или летний рынок.
Бывая за границей, невольно сравниваешь увиденную архитектуру с московской и каждый раз убеждаешься в том, что метро у нас лучшее. В нем есть особая атмосфера, свое лицо, собранное из нескольких эпох. Это своеобразный тоннель истории. Поэтому хотелось бы, чтобы и наше время было представлено достойными образцами. А, может быть, это уже никому не нужная роскошь? На первый план выходит функция, эстетика должна ей соответствовать и переродиться в понятную стильную навигацию. Качественная бетонная труба с глянцевой обтекаемостью современного поезда, просторные светлые холлы, удобные переходы — это, на мой взгляд, лучше, чем некий половинчатый вариант в виде отсылок к старым примерам ампира и конструктивизма в условиях новых стандартов и ограниченных временных рамок строительства. Полагаю, что в будущем тренд создания комфортной среды для пассажиров продолжится за счет развития нюансного освещения, систем климат-контроля, шумоподавления и «умных решений», которые создадут новую эстетику и атмосферу метрополитена 20–30-х годов XXI века.