Россия vs Белоруссия: маленькая «нефтяная война»

В мире
Между Россией и Белоруссией незаметно развернулась маленькая «нефтяная война»: экспорт углеводородов в союзную с нами страну существенно снижен. Президент республики Александр Лукашенко открыто ищет другие источники поставок, при этом Москва не дает разрешения на прокачку нефти из Казахстана. Что происходит?

Белоруссия импортирует в год до 24 млн тонн российской нефти. Однако на собственные нужды приходится только 6 млн. Остальное проходит переработку на белорусских НПЗ и перепродается на мировом рынке. Нефть из России Минск получал до недавних пор беспошлинно, что давало стране экономию в размере 1,67 млрд долларов в год. Экспортируя часть нефти далее на Запад, Белоруссия пошлину (около 400 млн долларов в 2019 году) также забирала себе в бюджет. Опять выгода.

В настоящее время условия поставки российской нефти за границу, в том числе в Белоруссию, меняются — происходит так называемый налоговый маневр. Уже к 2024 году экспортная пошлина будет постепенно обнулена при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых. То есть вырастут доходы от добычи углеводородов, а не от экспорта. Для Белоруссии это означает увеличение стоимости импортируемой российской нефти, которая пока обходится Минску не дороже 80 процентов от мировой цены, и потерю доходов от ее реэкспорта. НПЗ тоже будут терпеть убытки. Торговля российской нефтью и продуктами ее переработки составляет около 40 процентов белорусского внешнеторгового оборота.

В этих условиях Батька Лукашенко, не добившись уступок от Москвы, предпринял демонстративный маневр. Он начал искать нефть в других источниках: странах Балтии, Норвегии, Польше (в форме реэкспорта той же российской нефти), Казахстане и Азербайджане. Таким образом, президент Белоруссии решил в перспективе снизить зависимость республики от российского топлива до 30–40 процентов. Пока такая задача выглядит практически невыполнимой.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко / Фото: Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь

Закуплены только первые 80 тысяч тонн норвежской нефти. Российская, правда, полностью в Белоруссию поступать не перестала. Единственным экспортером остается группа «Сафмар» Михаила Гуцериева, который поставляет нефть (750 тысяч тонн в месяц) по льготной цене, имея ряд собственных экономических интересов в Белоруссии и личных договоренностей с Лукашенко. Также у республики имеется собственная нефтедобыча — как на своей территории, так и в России (силами белорусских компаний), в Венесуэле и т. д. Но объем ее не превышает 3,5 млн в год, этого не хватит даже для покрытия собственных потребностей. О реэкспорте речь уже не идет.

Иными словами, белорусский бюджет несет большие потери. Уже через полгода в республике президентские выборы, и такие экономические проблемы Лукашенко совсем ни к чему. Он понимает, что любые альтернативные поставки нефти будут точно дороже, чем из России. Реальным выходом из ситуации могут стать масштабные экономические реформы и отказ от «полусоциалистической» системы экономики, которая господствует в Белоруссии. Однако Батька на это идти не готов.

Между тем упрямство Москвы на переговорах имеет простое объяснение. Это своеобразный ответ на неготовность Белоруссии идти на дальнейшую интеграцию в рамках Союзного государства, в том числе политическую. В декабре должны были быть согласованы более 30 «дорожных карт» по разным направлениям, в том числе в области универсализации налоговой политики. Этого сделано не было. Теперь следующий этап — визит Лукашенко в Россию в начале февраля. Предположительно, он проведет несколько дней своего отпуска в Сочи вместе с Владимиром Путиным. В Москве исходят из того, что Лукашенко все же пойдет на какие-то варианты углубленной интеграции. Иначе белорусскую экономику ждет крах.

amp-next-page separator