Что хорошего в коронавирусе
Сначала в прессе промелькнула информация, что детей-сирот из Центра помощи в карельском Олонце взяли домой директор центра и сотрудники — а это, между прочим, 37 человечков. Объявили самоизоляцию, которая предполагала, что ухаживать за детьми останется минимум персонала. Нянечки подумали — как же дети? И пригласили их «в гости». А потом оказалось, что явление это массовое.
Министерство здравоохранения, Министерство просвещения, Росздравнадзор и Министерство социальной защиты написали письмо, в котором призвали правительства всех субъектов РФ разобрать до конца карантина пациентов по домам. О том, что случилось «эпохальное событие для всей системы взрослых и детских интернатов», рассказала Лидия Мониава, руководитель знаменитого хосписа «Дом с маяком». По ее словам, скученная жизнь в палатах (порой по 12 человек в одной комнате, плюс обслуживающий персонал, который легко разнесет инфекцию) не предполагает соблюдение карантина. Заболеет один — заболеют все…
И сотрудники, искренне привязанные к своим подопечным, разбирают их по домам! Не только детей, но и взрослых обитателей интернатов. Для многих, оказалось, это самые настоящие каникулы: путешествие в дом, наполненный теплом и обыкновенными вещами, которых полным-полно в каждой квартире, но не бывает в госучреждениях, даже самых лучших.
Но одно дело — приютить человека из обычного интерната. А как быть с тяжело больными детьми, такими, например, как в «Доме с маяком»? Было страшно, пишет Лидия, но решили попробовать. Провели с потенциальными нянями онлайн-собеседования, потом познакомились лично, проверили, как дети воспримут своих новых временных опекунов. Собрали детям вещички — одежду, лекарства, одеяла-подушки, медицинскую аппаратуру. И вот жильцы «Дома с маяком» разъехались по своим новым квартирам…
Дети уехали к добрым людям, которые позаботятся о них во время карантина. Дистанционно ситуацию в каждой семье будут курировать руководители хосписа.
— Это совершенно беспрецедентная история. Оказалось, что на этом свете немало людей, которые рады взять себе домой «тяжелых» детей из интернатов. И если есть политическая воля и правительство, и чиновники на всех уровнях оказывают содействие, то дети, даже самые «тяжелые», могут выйти из палат в семьи! — говорит Мониава.
Недавно промелькнула такая мысль, что коронавирус заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь. На многие ее сферы. Общество, нацеленное исключительно на потребление, вдруг поймет, что главное — вовсе не внешняя красота, погоня за вечной молодостью и бесконечное веселье; не деньги, от которых последние десятилетия все мы просто сходим с ума. Что есть ценности куда более весомые: взаимная забота, уважение, родственные связи, любовь и дружба, надежность. Сама жизнь, в конце концов, о которой мы в каждодневной суете забываем. А планета наша очень маленькая, и жить во вражде абсурдно.
Эта новая реальность прорастает в нас, как свежая трава сквозь прошлогодний жухлый дерн. Вот и это тоже — отношение к пациентам интернатов. Не исключено, что для кого-то из них время «ковида» станет счастливейшим. Время жизни не в казенных стенах, а в обыкновенных, обклеенных обоями, с геранями на окнах и пушистой кошкой на коврике.