Давайте забудем про Ленина

Общество
Когда я учился в советской школе, у нас с одноклассниками был любимый анекдот: «Вовочка прибегает домой с уроков и в слезах прячется под кроватью. Мама спрашивает: «Что случилось? — Нам сказали, что Ленин жив и очень любит маленьких детей».

С тех пор я уверен, что отношение к Ленину как к людоеду и инфернальной пакости — самое подходящее из всего, что может заслуживать этот человек. Жалко, что мы вынуждены вспоминать, что он вообще был, и через 150 лет после его рождения. Еще хуже, что наши города хранят в себе имя и образы этого нелюдя.

Бессмысленно сегодня рассуждать, был ли Ленин с рождения наделен исключительной ненавистью, жестокостью и даром разрушения. Или он был просто податливым и стал эффективным оружием в руках злонамеренных сил. Или же условия жизни в России тех лет спонтанно вынесли на поверхность социальный коронавирус, воплощением и лидером которого стал этот человек. Для нас это должно быть так же неважно, как неважен для молодой матери ответ на вопрос: что сделало из Чикатило палача — общественные проблемы, деградация системы МВД, таинственные процессы в бессознательном? Чикатило — людоед, Ленин — зло.

Надо заметить, что строго по канонам теории банальности зла, описанной Ханной Арендт, сам по себе Ленин был мало примечательной и не слишком интересной персоной. Причем на каждом этапе своей жизни: в революционном задоре уступал брату, как идеолог марксизма проигрывал Плеханову, даже с пьедестала главного злодея советской истории его потеснил Сталин. Его популярность у широких масс в той мере, в которой она была, идентична популярности какого-нибудь современного видеоблогера, выдумывающего конспирологические теории на потеху своим зрителям.

Жалко, что мы вынуждены вспоминать, что он вообще был, и через 150 лет после его рождения / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Но тем-то он и пригодился тоталитарной советской машине, что из него оказалось удобно сделать чучело (не только в буквальном, но и в фигуральном смысле), чтобы использовать потом в разных представлениях.

Сначала его именем оправдывали амбиции Сталина на абсолютную власть и кровавые репрессии (живем и действуем по заветам Ленина). Потом его имя возвели в абсолют, чтобы объяснить претензии советской идеологии на мировое господство (Ленин — якобы великий мыслитель). После разоблачения культа личности советской историографии понадобилась основательная перезагрузка. И Ленин тут же превратился в великого гуманиста — философа не от мира сего, который предсказывал будущее и думал о счастье обычных людей (посмотрите фильм «На одной планете», где Смоктуновский играет такого блаженного Ленина — очень смешно).

И так, шаг за шагом, Ленин из банального отморозка и массового убийцы превратился в «присказку», которую можно было применить в любом деле. И только народная память сохранила его настоящий образ:

— Владимир Ильич, к вам ходоки пришли, что с ними делать? — Расстрелять! Но перед этим напоить чаем и непременно горячим.

— Ленин бритвочку почистил, глядя на мальчика, положил в футлярчик и убрал. А мог бы и полоснуть!

Сегодня Ленин становится частью поп-культуры. Он превратился в гриб, он разложился на плесень и липовый мед. Что ж, туда ему и дорога. Я очень надеюсь дожить до того дня, когда про Ленина будут помнить только фрики и маргиналы. И он займет свое место на плакатах в комнатах недовольных жизнью подростков, рядом с Чарльзом Мэнсоном, Бафометом и прочей мерзостью, на которую так тянет некоторых детей в сложный пубертатный период.

Читайте также мнение Сергея Лескова «Ленин как элемент декора»

amp-next-page separator