Что забыли немцы в Арктике
— Вот здесь была эта база, — сказал мне капитан сухогруза, показывая на величественный каменный остров в устье Лены, у начала трех проток. Местные называют его Столб.
О существовании базы подлодок Кригсмарине впервые заговорили в 1970-х, когда советские вертолетчики обнаружили здесь бочки с соляркой и свастикой. А корреспонденты программы «Сегоднячко» привезли уже в конце 1990-х в редакцию с островов в море Лаптевых пряжку солдатского ремня с надписью Gott mit Uns.
О том, что на островах по всему Севморпути в войну стояли десятки небольших немецких гарнизонов, известно. Якобы следили за погодой и служили базами для рыскавших в поисках добычи подлодок. Но вот о том, что рейдеры немецкого флота прорывались в Японию и на Тихий океан, известно меньше. Как и о добыче руды по островам. Или о секретном заводе по производству, по слухам, тяжелой воды в подземельях Лиинахамари в Мурманской области.
Рейх задыхался без ресурсов. И потому Севморпуть с поставками из Японии мог продлить его агонию.
— Да, мин еще много, очень много, — сказали мне военные моряки, возвращаясь с разминирования в Баренцевом море. Это в наши дни.
На Северном флоте знают, что подлодки рейха в Арктике — реальность. Известна гибель германской U-639 под командованием обер-лейтенанта Вихмана в Карском море возле Новой Земли 28 августа 1943 года. Лодка поставила минимум 40 мин в рамках операции «Зеехунд» («Морской пес»), беспечно шла в надводном положении и была потоплена тремя торпедами с нашей С-101 капитан-лейтенанта Трофимова.
— Если без пропаганды, то врага надо уважать, — сказали мне те же моряки. — Недооценивать нельзя. Смертельно опасно. А были или не были Вальтер Вихман и 47 моряков экипажа членами НСДАП, — нам неведомо.
Я был на том месте. Там нельзя ловить рыбу, приставать к берегу и фотографировать. Но я сделал кадр, как наш ледокол «Арктика» идет на закат…
Что еще? Операция «Вундерланд» («Страна чудес»), август 1942-го, в рамках которой тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и стая подлодок Кригсмарине, получив сведения от союзной рейху Японии, охотились на наш Третий арктический восточный конвой в составе 4 ледоколов и 19 грузовых судов. И только шторм в проливе Вилькицкого помешал им уничтожить практически весь плавсостав СССР на Севере. Однако нацистами был потоплен наш ледокол «Александр Сибиряков» и обстрелян порт Диксон в устье Енисея.
Немецкие моряки хозяйничали всю войну на Севморпути по нескольким причинам. Во-первых, у них были точнейшие разведданные от довоенной экспедиции крейсера «Комет» и дирижабля «Граф Цеппелин», организованной в 1940 году при полном содействии советских властей. Во-вторых, эти власти не верили в донесения моряков о боевых действиях рейха в Арктике. Наконец, в-третьих, не обошлось без традиционного российского разгильдяйства.
— Вася! Вася! — гремело в эфире, несмотря на режим радиомолчания. — Да Вася же!
— Ну что?
— Чего везешь?
— До фига всего. А ты?
— И я…
И последнее. Помешает ли эпидемия в августе этого года прийти к Столбу в устье Лены зафрахтованному теплоходу с командой немецких и австрийских «дайверов»?
— Больше нырять негде? — сам себя спросил капитан сухогруза, показавший мне Столб. — Или они что-то ищут, что-то очень важное, что окупает затраты?